В независимом театре управляют женщины: тур драматурга

В независимом театре управляют женщины: тур драматурга

В независимом театре управляют женщины: тур драматурга

Между Алматы и Бишкеком – всего две с небольшим сотни километров. Самолет по этому направлению летит полчаса, а если принять в расчет время, которое нужно потратить, чтобы добраться до аэропорта, пройти регистрацию и паспортный контроль, дождаться посадки – то по земле путь выходит даже быстрее. Но по земле в нынешней ситуации казахстанцам выезжать можно только раз в месяц, а кыргызстанцам к нам и вовсе нельзя.

Так вот, я к чему. Несмотря на то, что из Алматы до кыргызской столицы добраться – проще некуда, в Бишкеке я была до своей поездки с пьесой всего однажды: мы как-то собрались небольшой театральной компанией и поехали смотреть «Демона» Владимира Панкова в театр имени Айтматова.

С другой стороны, о независимом театре в Бишкеке алматинцы знают хорошо: «Место Д» и «Группа 705» — те, кто создает в Кыргызстане современный театр – в Алматы до карантина приезжали со спектаклями достаточно часто.

«Дилфизо и Донаду» в Бишкеке приютил как раз театр «Место Д», а читка пьесы совпала с празднованием 14-летия театра. Собственной площадки у «Места Д» сейчас нет, но команда работает в пространстве арт-бара «Чемодан Зусмановича».

Будет свет

В Бишкеке «Дилфизо и Донада» тоже стала гораздо более широкой коллаборацией, чем ожидалось сначала. Если вы читали историю о том, как проект реализовался в Таджикистане, то помните, что главной проблемой организации премьеры пьесы стало отсутствие актрис у обоих театров, с которыми я там сотрудничала.

Руслан Таджи Читка пьесы казахстанского драматурга Ольги Малышевой «Дилфизо и Донаду» в Бишкеке Читка пьесы казахстанского драматурга Ольги Малышевой «Дилфизо и Донаду» в Бишкеке Руслан Таджи

В бишкекском эпизоде получилось ровно наоборот: в театре «Место Д» — только актрисы, а актеров нет. И это какая-то очень живописная иллюстрация не только к театральному процессу, но и страновому контексту в принципе. Ситуация в Кыргызстане близка к казахстанской: у нас в независимом театре тоже управляют, в основном, женщины – и руководят, и ставят, и выходят на сцену.

Так вот, «Место Д» сегодня – это в первую очередь Ольча Щетинина и Александра Багдасарова, со-основательницы театра. К читке пьесы также присоединились актрисы бишкекского русского театра драмы имени Айтматова Жибек Бирикова и Зарема Акмашаева, которые тоже участвуют в проектах театра «Место Д».

Руслан Таджи Читка пьесы казахстанского драматурга Ольги Малышевой «Дилфизо и Донаду» в Бишкеке Читка пьесы казахстанского драматурга Ольги Малышевой «Дилфизо и Донаду» в Бишкеке Руслан Таджи

И хотя в пьесе два мужских персонажа – два пятилетних мальчика – актерский состав читки оказался исключительно женским. Тем не менее, цепь случайностей вывела к тому, что у «Дилфизо и Донады» в Бишкеке появился режиссер: частью команды стал Антуан Дукравец, с которым мы в Алматы работаем уже пять лет и сделали несколько совместных проектов в разных городах.

«Мне неинтересно ставить простую читку на четырех стульях», — сказал Антуан. И решил: будет эскиз. Театральный эскиз – это уже не читка, но еще не спектакль, хотя объективно все-таки ближе ко второму, чем к первому. Наш с Дукравцом первый совместный спектакль, док о беженцах «Комьюнити», который мы выпустили еще в 2016-м, тоже вырос из не то читки, не то эскиза, и так и сохранил за собой такую форму: актеры читали текст с написанного, но локации, музыка, реквизит – создавали атмосферу.

Руслан Таджи Читка пьесы казахстанского драматурга Ольги Малышевой «Дилфизо и Донаду» в Бишкеке Читка пьесы казахстанского драматурга Ольги Малышевой «Дилфизо и Донаду» в Бишкеке Руслан Таджи

В Бишкеке за атмосферу отвечал свет. Маленький зал «Чемодана Зусмановича» режиссер подсветил почти сотней свечей: вышло ну очень красиво. Скажу по секрету, что планировались еще и хлопушки, но мы попробовали эту идею на прогоне, и все, кроме самого Антуана, решили от нее отказаться, ну и большинство победило. Во-первых, пожароопасно, во-вторых, излишне празднично, особенно для сюжета пьесы, которая заканчивается гибелью героинь (за такой финал я как автор отхватила от публики на обсуждении, но об этом позже).

В независимом театре управляют женщины: тур драматурга

Такое количество свечей мы с режиссером собирали по всем окрестным магазинам и базарам, потом проверяли на время горения одной – чтобы хватило на хронометраж показа. А я в этот момент просто была рада снять с себя ответственность: в трех городах, Душанбе, Канибадаме и Ташкенте, все вопросы по организации нужно было решать самой – а здесь все решили за меня. Иногда это даже привлекательнее.

Радостно и то, насколько разными оказались читки в разных странах. Честный ридинг в Душанбе, уютная атмосфера домашних посиделок в Канибадаме, иммерсивная бродилка в Ташкенте, а в Бишкеке – эстетская визуальность. А еще определенная преемственность: в «Дилфизо и Донаде» в Бишкеке герой Заремы Акмашаевой Кимат грыз яблоко на сцене, как когда-то пять лет назад в Алматы в «Комьюнити» это делала героиня Ксении Мукштадт Ольга.

Силы сопротивления

Обсуждение после читки в Бишкеке оказалось самым дискуссионным. И без того понятно, что в Кыргызстане не принято скрывать ни недовольство, ни агрессию: мы в Казахстане, в общем-то, за это и восхищаемся соседями – за их безусловное свободолюбие и открытую борьбу.

И от местных активистов нам за проект влетело. За триггерные темы, о которых не предупредили. За то, что что я, казахстанский драматург, взялась писать о войне в Таджикистане, которой не видела. За то, что мои героини говорят только о семье и быте и не стремятся вырваться из круга сансары, куда их загнали жизненные обстоятельства. За то, что сравниваю средневековье и современность.

Руслан Таджи Читка пьесы казахстанского драматурга Ольги Малышевой «Дилфизо и Донаду» в Бишкеке Читка пьесы казахстанского драматурга Ольги Малышевой «Дилфизо и Донаду» в Бишкеке Руслан Таджи

Нравиться – это приятно, а не нравиться – интересно. Проект читок в разных странах я для того и придумала, чтобы продолжить работу над текстом пьесы дальше, чтобы слушать и прислушиваться. И да, это более чем понятно: баланс между художественным высказыванием, новой этикой и гражданской позицией найти чертовски непросто. Надо продолжать поиски.

Из обсуждения выросли и новые идеи. Читку в Бишкеке поддержала инициатива «Луч света», которая реализуется структурой «ООН-Женщины» в Кыргызстане. И новые партнеры со своей стороны предложили альтернативу: создать для героинь пьесы новый финал. В котором они смогут выбраться. И это звучит как хороший план.

Только цифры

Проект «Дилфизо и Донада» в Центральной Азии» официально завершен. Эти путевые заметки о трех странах – Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане – для меня стали творческим итогом показов, но есть и цифры, которыми тоже хочется поделиться.

Итак, как это было.

  • 3 страны
  • 4 города
  • 20 артистов
  • 1 приглашенный режиссер
  • 8 вовлеченных театров
  • 5 авиаперелетов
  • 1 шестичасовой переезд по горному перевалу
  • 3,5 тысячи километров маршрута
  • 250 тысяч шагов пешком

И еще – десятки совместных планов на новые проекты с партнерами в разных странах, сотни объятий, тысячи сказанных слов и миллион впечатлений.

Центральноазиатский театр – потрясающе увлекательная история. И что важно – история самостоятельная, развивающаяся стремительно, не похожая на западную, оттого, возможно, в полной мере не оцененная.

Но я каждый раз, когда думаю о театре в разных точках мира, повторяю себе одно слово: glocal (global+local). Внедряться в мировой процесс, сохраняя собственную идентичность. В этом и есть наша сила.

Источник