За что критикуют Продкорпорацию и как в компании ответили на критику?

За что критикуют Продкорпорацию и как в компании ответили на критику?

В планах строительство казахстанских мельниц за рубежом, работа над экспортом и регулирование цен.

За что критикуют Продкорпорацию и как в компании ответили на критику?

О планах АО "НК "Продкорпорация" inbusiness.kz рассказывал ранее. Это довольно объемная стратегия, отдельные пункты которой привлекают особенное внимание. В частности, идеи по строительству казахстанских хлебоприемных пунктов на перспективных зарубежных рынках или же выход к статусу единого экспортного оператора. Не все инициативы встречены отечественным бизнесом оптимистично. Представитель мукомольной сферы, например, резко раскритиковал план.  Что ответили на это в "Продкорпорации" — в материале.

Редакция обратилась в "Продовольственную контрактную корпорацию" с официальным запросом, вложив в него основные тезисы критики. Во-первых, нас интересовало, какие все же страны рассматриваются для зарубежного представительства?

"В рассматриваемый проект внесены изменения лишь в части формулировки (слово Узбекистан изменено на "перспективные зарубежные рынки") в связи с нестабильностью геополитической ситуации во избежание возможных рисков. Необходимо отметить, что План развития Продкорпорации разработан на 10 лет и предполагает постановку амбициозных планов. Однако, в ближайшей перспективе строительство мельничного комплекса на перспективных зарубежных рынках не предусмотрено", — говорится в ответе на наш запрос.

При этом, ранний опыт открытия предприятия за рубежом в "Продкорпорации" называют успешным. Речь идет о "Бакинском зерновом терминале" (БЗТ) – совместном с Азербайджаном проекте, созданном в 2006 году.

"БЗТ предоставляет профессиональные услуги по перевалке и переработке зерновых культур. В состав терминала входит мельничный комплекс производительностью 150 тонн муки в сутки и мощностью переработки до 40 тысяч тонн зерна в год. Мельничный комплекс производит муку высшего, 1 и 2 сорта, под брендом "Bayterek", а также отруби. У БЗТ за годы своей деятельности сформирована постоянная сеть оптовых клиентов, поставляющая муку и отруби в регионы Азербайджана. Так, на сегодня из 66 районов Азербайджана готовая продукция БЗТ поставляется в 24 района. Таким образом, Продкорпорация способствует продвижению и закреплению казахстанской продукции за рубежом", — считают в "Продкорпорации".

За что критикуют Продкорпорацию и как в компании ответили на критику?

Еще один пункт – соответствие пунктов плана другим стратегическим документам. Переработчики, например, увидели, что регулирование цен на социально значимые продовольственные товары противоречит некоторым последним инициативам. В "Продкорпорации" отвечают, что в соответствии с законом целевые индикаторы и показатели результатов документов Системы государственного планирования должны декомпозироваться и определяться, исходя из их иерархии. И здесь они приводят целый список документов, которые были учтены в плане. Здесь и послание экс-президента Нурсултана Назарбаева "Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства", нынешнего главы государства Касым-Жомарта Токаева "Экономический курс Справедливого Казахстана", Национальный план развития РК и многие другие.

"Касательно регулирования цен на СЗПТ (социально значимые продовольственные товары), отмечаем, что 19 мая 2022 года на совещании по вопросам развития бизнеса президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что Правительству нужно думать о применении рыночных механизмов регулирования цен: "Отдельного внимания требует вопрос применения ценовых ограничений на конкурентных рынках. Ценовые ограничения начали активно применять на продовольственных, лекарственных и прочих рынках розничной торговли. Возможно, это необходимо именно сейчас, на критическом этапе нашего развития. Но правительству нужно думать о применении рыночных механизмов регулирования цен". Во исполнение данного поручения планом развития предусмотрены механизмы форвардного закупа и проведения товарной интервенции при росте цен, которые являются рыночными инструментами регулирования цен на рынке. Таким образом, правительство РК отходит от применения ценовых ограничений к рыночным механизмам регулирования цен на СЗПТ", — отмечают в "Продкорпорации".

Теперь о приоритетах. Нас, как и фермеров с переработчиками, волнует, на чем АО "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" как единый экспортный оператор, планирует делать акцент – на сырье или переработанной продукции? Какова будет доля первого и второго? Не станет ли обозначенное стимулирование экспорта сырья причиной для беспокойства о продовольственной безопасности Казахстана?

"В настоящее время "Продкорпорация" обладает статусом оператора по зерновому рынку. В соответствии с Законом, оператор по зерновому рынку участвует в обеспечении продовольственной безопасности посредством осуществления стабилизационной функции на зерновом рынке и полномочий по управлению резервным запасом зерна. Таким образом, вся деятельность "Продкорпорации", включая экспортную составляющую, сосредоточена на операциях с зерном", — объясняют в организации.

Тут же, ссылаясь на букву закона, дополняют, что продовольственная безопасность страны обеспечивается резервным запасом зерна, управление которым осуществляет оператор. В связи с этим, обозначенный в плане развития экспорт сырья не представляет угрозы для продовольственной безопасности страны, поскольку формируется из свободных остатков.

"В целях усиления роли "Продкорпорации" на рынке предлагается переформатирование с наделением "Продкорпорации" особым статусом для проведения единой экспортной политики. При этом основной целью является сохранение максимальной выгоды у фермеров, в частности у малых и средних, которые составляют 80% от общего количества фермеров в стране. Как известно, малые и средние фермеры не имеют возможности выхода на экспортные рынки. В целях их поддержки "Продкорпорация" при необходимости будет выкупать и экспортировать зерно фермеров, а также осуществлять поиск покупателей для зерна фермеров с использованием возможностей "Продкорпорации" (инфраструктура, каналы сбыта, зарубежное и областные представительства). С учетом помощи фермерам по экспорту их объемов и экспорта "Продкорпорации", компания естественным образом может постепенно трансформироваться в крупного игрока. При этом, это задача не одного дня. "Продкорпорация" будет постепенно наращивать экспорт зерна, из которых основная часть будет зерном фермеров. Таким образом, "Продкорпорация" будет формировать единую экспортную политику, которая будет выгодна всем участникам рынка, и будет направлять доходы от экспортной деятельности для поддержки фермеров через программу форвардного закупа", — резюмирует оператор.