Родители и эксперты считают, что дети с инвалидностью должны получать выплаты из Нацфонда уже сегодня, а не потом. Семья могла бы использовать эти деньги на реабилитацию, оплату специалистов или курсов для ребенка.
На протяжении года программа «Нацфонд – детям» подняла достаточно шума среди населения, передает inbusiness.kz. Сначала это были радостные ожидания каких-то значимых сумм, затем в итоге выплаты в размере 100 долларов и 52 центов стали поводом для разочарования.
Впрочем, об этом можно судить по отзывам казахстанцев в соцсетях:
«Позор! Я думала, в месяц 100 долларов будут выплачивать, а тут в год…», «Столько шума подняли – кошмар, как мало!», «Ничего на это не купишь! Все дорого, о каком образовании и жилье может идти речь!», «Вы что, издеваетесь над народом – это же подачка детям!», «Где наворованные миллиарды, пусть их разделят между всеми детьми», «Наши чиновники любят показуху из мелочи делать»… и так далее.
Что значат 100 долларов и 52 цента в наши дни? Итак, считаем. В казахстанской валюте это 45,2 тыс. тенге, на которые можно купить не так-то много вещей даже для того, чтобы собрать ребенка в школу. Или же это пара походов в магазин за продуктами питания, которые тоже сейчас стоят недешево.
"Учитывая, что в стране коррупция и государство само по себе у нас небогатое, а детей много, то большей суммы ожидать не приходится. Мне лично все равно, сколько мне там выплатили. 100 долларов и 52 цента погоды не сделают, пусть лежат и копятся. Как исполнится 18 лет, переведу на счет в Отбасы банк", – поделилась мнением студентка 2-го курса колледжа «Туран», 17-летняя Айлана Гасанова.
Между тем среди казахстанцев есть те, кто сравнивает выплаты детям в Казахстане с подобной практикой в самых богатых нефтедобывающих государствах Персидского залива, таких как ОАЭ, Кувейт и Катар. По разным оценкам, арабский ребенок в свои 18 лет может иметь на счете сумму около 100 тыс. долларов, а в Катаре совершеннолетний гражданин может оказаться владельцем капитала в 500 тыс. долларов.
По мнению экономиста Галымжана Айтказина, надо реалистично смотреть на все вещи.
«В целом Нацфонд относительно небольшой в размере, и его активы приблизительно составляют сегодня 60 млн долларов США. Сравнивать Казахстан с Арабскими Эмиратами некорректно, потому что масштабы экономики, масштабы добычи нефти и вообще в целом, как у них развивается промышленность, какая у них себестоимость, – это все очень разные вещи. Поэтому Казахстан в этом плане сильно проигрывает. Нужно реалистично подходить к состоянию нашей экономики. С другой стороны, надо понимать, что глава государства впервые предложил инициативу по распределению инвестиционной прибыли от Нацфонда», – отмечает он.
Кроме того, эксперт считает, что при текущем состоянии фонда, уровне и себестоимости добычи нефти решение о выплатах из Нацфонда детям больше направлено на то, чтобы приковать внимание граждан к общему национальному резерву. Нацфонд уже многие годы существует, но теперь такое пристальное внимание общественности будет мотивировать уполномоченные госорганы более ответственно подходить к его деятельности.
«В первую очередь, это было сделано для осуществления контроля над тем, как Нацфонд управляется, тратится, и чтобы государство было более социально ответственным в этом плане. Наверное, государство намерено эту цель больше преследовать, нежели фактически оказать какую-то помощь. Потому что действительно 100 долларов, пусть если и 200-500 долларов – относительно небольшие деньги. Если даже возьмем полный цикл – с момента рождения ребенка до совершеннолетия, сумма все равно будет небольшая», – полагает экономист.
Другой экономист, Жаксыбек Кулекеев утверждает, что Нацбанк неплохо справляется со своими задачами, средства направляются на увеличение образовательного потенциала детей, обеспечение жильем.
«Конечно, для 18-летних в текущем году это мизерные деньги по сравнению с теми, кто родился или родится позже. Но сравнивать с Эмиратами вообще неуместно – по всем параметрам мы отличаемся. У нас полгода зима – все сказывается на себестоимости и обходится дороже, а в арабской стране не надо греть нефть, тратить на это деньги. Не нужно, чтобы люди привыкали к дармовым деньгам. Нигде в развитых странах Европы не предоставляют просто так деньги своим гражданам. Этим государство лишь еще больше вызывает иждивенческий настрой в обществе. Пусть лучше создаются рабочие места, развивается производство», – считает экономист.
Все, конечно, так. Но ведь никто из экспертов не учитывает и то, что более 30 лет миллиарды денег качали из госказны и отправляли на зарубежные счета, несмотря на разрушенные села, производства, инфраструктуры, низкие показатели сельского хозяйства в стране и так далее. Поэтому, возможно, справедливо, что выплаты в виде 100 долларов и 52 центов казахстанцы склонны называть «подачками».
Более того, не все единодушны с целями программы «Нацфонд – детям», согласно которым можно направить деньги лишь на образование или обеспечение жильем.
Кстати, на днях уже утвердили правила использования выплат на образование.
По мнению родителей детей с инвалидностью, эти деньги должны направляться им сразу, поскольку лечение и реабилитация требуют больших затрат. Однако уполномоченные органы считают, что государство и так оказывает помощь в виде пособия по инвалидности.
«Пособие, которое мне выплачивает государство, – капля в море с учетом сегодняшних цен. А вы представляете, что такое постоянно, на протяжении всей жизни, ежедневно ухаживать за ребенком с диагнозом ДЦП? Я не могу полноценно работать, я не могу ему дать все то, что дают своим здоровым детям остальные родители. Я люблю своего сына, и да, это мое бремя по жизни, но, как любая мать, хочу дать лучшее своему ребенку. Родителям таких детей было бы прекрасным подспорьем получать деньги из Нацфонда сейчас, потому что ДЦП требует постоянных адаптационных методов коррекции движения, психолого-педагогической и социальной помощи», – поделилась мнением мама 11-летнего Айдара с диагнозом ДЦП Жанар Каргулова.
Как считает председатель ОО «Ассоциация родителей по опеке детей-инвалидов с отклонениями в психофизическом развитии «Алпамыс» Гульгана Назырова, сегодня наше законодательство ориентировано на социальную модель, Конвенцию о правах инвалидов и Международную классификацию функционирования (МКФ).
«Для детей-инвалидов образование – это не только обучение грамоте, а обучение в течение всей жизни жизненным навыкам: сидеть, передвигаться, разговаривать, держать ложку, а также отдельным профессиональным навыкам, и только через образование реализуется его возможность. Помимо большой психологической нагрузки для семьи, это и материальная нагрузка, все обучение постоянно реализуется в семье. По достижении совершеннолетия семья могла бы эти деньги использовать на оплату специалистов, посещение каких-либо курсов для ребенка», – говорит она.
По ее словам, дети с инвалидностью должны получать выплаты из Нацфонда уже сегодня, а не потом. Как резюмировала Гульгана Назырова, если вдруг случится так, что ребенок не доживет до 18 лет, то полагающуюся ему сумму необходимо перевести на счет его братьев, сестер или родителей.
Изображение Shameer Pk с сайта Pixabay