Как меры господдержки стимулируют казахстанский экспорт

Как меры господдержки стимулируют казахстанский экспорт

В Сей-Нар рассказали о мерах поддержки бизнеса и стимулировании поставок на внешние рынки на примере предприятия в ВКО

Как меры господдержки стимулируют казахстанский экспорт

Укрепление продовольственной безопасности – один из главных приоритетов госполитики в Казахстане. Чтобы наполнить внутренний рынок отечественной продукцией, идет системная поддержка крупных проектов по переработке сельхозсырья. Образец такого проекта – завод по переработке масличных культур Altyn Shyghys в Восточно-Казахстанской области. Получив господдержку и построив предприятие, компания смогла не только стать значимым игроком на казахстанском рынке, но и выйти со своей продукцией на экспорт.

Директор департамента корпоративного финансирования группы компаний «Сей-Нар» Руслан Раимханов рассказал, почему был реализован этот проект и как он работает в экспортном направлении.

— Компания Altyn Shyghys основана в 2019 году и уже успела реализовать крупный инвестиционный проект в маслопереработке и выйти на экспорт. Почему этот проект важен и что его ждет дальше?

— Altyn Shyghys входит в группу компаний «Сей-Нар», которая уже является давним игроком масложировой отрасли. Группа занимается переработкой масличных культур еще с 2009 года, и для укрепления позиций в отрасли было решено построить современный перерабатывающий завод. Так была создана компания Altyn Shyghys.

Мы смогли построить предприятие с высокотехнологичным оборудованием, которое позволяет снизить себестоимость продукции, производимой из казахстанского сырья. Базой для проекта стал стабильный спрос на масло как на внутреннем, так и мировом рынках.

Строительство маслоэкстракционного завода началось в 2019 году. На первом этапе был запущен цех по производству ядра подсолнечника – его используют кондитеры. Наладили сотрудничество с поставщиками основного и вспомогательного оборудования и материалов, отработали цепочки поставок сырья и отгрузки продукции. В результате завод начал выпускать готовый товар высокого качества и приступил к его экспорту за рубеж.

На втором этапе реализации проекта был построен сам маслоэкстракционный завод полного цикла. То есть наряду с эффективной переработкой сырья и основным продуктом – растительным маслом, мы начали производить шрот, который является кормовой добавкой, и гранулированную лузгу, используемую в качестве биотоплива.

Особенность завода в том, что он может перерабатывать разные виды сырья – не только подсолнечник, но и сою, рапс и лен. Это позволяет нам быть гибкими при изменении ситуации на рынке и дает возможность фермерам диверсифицировать посевные площади.

Так, мощность по переработке семян составляет 1400 тонн в сутки по подсолнечнику, 550 тонн по рапсу, 500 тонн по сое. Разумеется, речь идет не о параллельной переработке, в потенциале перестроить предприятие под конкретный вид сырья.

Что касается дальнейшего развития производства, компания планирует к середине 2024 года начать строительство цехов рафинации, дезодорации и отделения бутилирования масла. Это позволит нам производить и поставлять на внутренний рынок фасованное в бутылки рафинированное подсолнечное масло и поддержать импортозамещение по этому продукту.

В будущем мы ставим перед собой цель наладить производство продуктов более высоких переделов, таких как лецитин и олеохимические вещества. Они имеют много сфер применения – от пищевых эмульгаторов до безвредных моющих средств. Направление очень перспективное, высокотехнологичное и наукоемкое. Сейчас эмульгаторы в нашу страну в основном импортируются.

Как меры господдержки стимулируют казахстанский экспорт

— Почему свое предприятие вы решили построить именно в ВКО?

— Мы внимательно выбирали площадку для строительства. Поселок Предгорное Глубоковского района Восточно-Казахстанской области подошел по всем параметрам. Здесь есть развитая инфраструктура – железнодорожная станция и автодороги международного значения, также были свободные площади для стройки и источники энергоснабжения, а у местного населения – потребность в стабильной высокооплачиваемой работе.

Еще одно преимущество завода – наличие в регионе сырьевой базы для бесперебойного производства. ВКО занимает первое место в стране по размеру посевных площадей подсолнечника, который в структуре переработки будет занимать от 85% до 100%.

Дополнительным фактором при выборе места строительства стало размещение проекта вблизи от крупнейшего в области элеваторного комплекса, который также принадлежит группе «Сей-Нар». Это обеспечивает предприятие услугами по приемке, подработке и хранению сырья, нужного для нашей работы.

Как меры господдержки стимулируют казахстанский экспорт

— Крупные инвестиционные проекты в регионах – это прежде всего рабочие места и поступления в местные бюджеты. Сколько рабочих мест уже создано?

— На мощностях завода уже создано 280 рабочих мест, из которых более 95% занимают местные жители – это постоянная работа с достойным уровнем оплаты труда. До конца этого года после полной реализации проекта число рабочих мест планируется увеличить до 420.

Если говорить о поддержке социального развития, то мы планируем сотрудничать с региональными фондами социальной защиты населения при подборе персонала. Также возможно внедрение проектов с этими учреждениями по подготовке и переподготовке безработных граждан и выпускников учебных заведений. Это поможет сократить отток квалифицированных кадров из сельской местности.

Территория, на который реализуется инвестиционный проект, находится в промышленной зоне поселка, поэтому будут и мероприятия по освещению прилегающей территории и ее озеленению.

— Вы отметили, что продукция завода уже вышла на экспорт. На каких рынках вы работаете и почему именно там? Есть ли планы по освоению новых?

— Вся продукция завода имеет экспортный потенциал и уже поставляется в Китай, Узбекистан, Иран, Индию, Пакистан и другие страны. Сейчас есть растущий спрос на масличную продукцию в Китае.

Еще одним перспективным направлением является Афганистан. Эта страна – часть транспортного коридора из Центральной Азии, который открывает Казахстану выход к морским портам Карачи и Гвадар и далее в Индию, страны Ближнего Востока и Африки. Это новые и очень привлекательные для нас торговые рынки.

Как меры господдержки стимулируют казахстанский экспорт

— Для реализации проекта вы получили поддержку от Банка Развития Казахстана для выпуска экспортной продукции. Почему понадобился заем и почему решили обратиться именно в БРК?

— Мы уже имеем успешный опыт сотрудничества с Банком Развития Казахстана, дочерней структурой нацхолдинга «Байтерек». Ранее мы обращались в банк за финансированием для покупки сырья в целях производства на заводе «Сей-Нар» и реализации на экспорт нерафинированного растительного масла.

Наличие поддержки по экспорту казахстанской обработанной продукции и послужило стимулом к увеличению объема переработки сельхозпродукции и созданию предприятия Altyn Shyghys, ввиду наличия высокого спроса на зарубежных рынках и отсутствия возможности по увеличению производственных мощностей на действующем заводе «Сей-Нар».

Нам нужен был заем для реализации планов по выходу на зарубежные рынки, включая пополнение оборотных средств для непрерывной закупки сырья, увеличения производственных мощностей и масштабирования маркетинга, который мы получили в Банке Развития Казахстана и на новое предприятие.

Мы выбираем БРК из-за его стратегической ориентации на поддержку экспортного потенциала страны, более чем конкурентных условий по финансированию и большого опыта работы с компаниями, которые выходят на международные рынки. Экспертиза и гибкий подход банка к нашим потребностям сделали его хорошим партнером для реализации наших планов по экспорту. В сделке с БРК активное участие принимала еще одна дочерняя компания холдинга «Байтерек» – KazakhExport. Она также занимается поддержкой экспортно ориентированных компаний Казахстана.

Благодаря этому сотрудничеству мы получили не только финансовую поддержку, но и доступ к ресурсам и знаниям. Мы уверены, что это поможет укрепить наши позиции на мировой арене и поспособствует развитию не только нашего бизнеса, но и всей отрасли переработки сельхозпродукции в Казахстане.

Нужно понимать, что выход на зарубежные рынки – это всегда вызов для любой компании, в том числе и нашей. Каждый рынок имеет свои требования к продукции, стандарты качества и уже сформировавшуюся конкурентную среду. Для казахстанских масличных компаний важно учитывать много факторов, включая логистику, сертификацию продукции и адаптацию к предпочтениям местных потребителей. Это требует значительных инвестиций, времени, ресурсов и экспертизы.

Меры господдержки играют важную роль в стимулировании экспорта и выхода казахстанских товаров на зарубежные рынки. В нашем случае мы позитивно оцениваем меры, направленные на поддержку экспортеров.