В Казахстане практически нет собственного химического производства, inbusiness.kz выяснял причины.
Трудности «перезагрузки» особенно хорошо видны на примере химической промышленности, которая в советском прошлом была одной из ведущих отраслей экономики республики, передает inbusiness.kz. Теперь казахстанским химикам предстоит практически воссоздать химпром. Причем, для этого есть два магистральных направления – промышленная химия и бытовая химия. Первое направление специалисты группы компаний EASY не без оснований считают безусловным приоритетом. И мы обязательно посвятим промышленной химии серию публикаций на нашем сайте.
А начнем с так называемой «бытовки», внутренний рынок которой сегодня практически полностью «оккупирован» иностранными производителями. Ответ на напрашивающийся вопрос «почему?» очевиден. В Казахстане не производится практически ни один вид сырья для бытовой химии, кроме гипохлорида натрия для популярного отбеливателя «Белизна» и каустической соды для «Крота». Кроме того, не производятся ПАВ (поверхностно-активные вещества – основа основ для любой продукции бытовой химии). А спектр применения ПАВ чрезвычайно широк – от моющих средств до косметики, от строительства до медицины, от лаков и красок до нефтедобычи. Иначе говоря, те же шампуни и зубные пасты легче импортировать в нашу страну, чем в ней произвести.
Именно это чаще всего и происходит на отечественном рынке бытовой химии: как признают в профильном подразделении ФНБ Самрук-Казына ТОО Samruk-Kazyna Ondeu, общий спрос на химическую продукцию составляет порядка 1,7 трлн тенге из них 80 процентов потребности покрывается за счет импорта. В случае с бытовой химией эта цифра еще выше.
Участники рынка не скрывают: производство продукции бытовой химии — не самое благодарное дело.
В первую очередь, увеличивать проникновение нашей «бытовки» на внутриказахстанский рынок мешают трудности с ее сбытом. Крупные ретейлеры типа Magnum, неохотно пускают на свои полки, где уже давно «засели» мировые тяжеловесы типа условной Procter & Gamble, отечественных нераскрученных «выскочек». У производственников есть выстраданная годами борьбы за место под солнцем фраза: произвести гораздо легче, чем продать.
Ведь даже высокое качество – еще не гарантия успеха. Из-за непопадания «на полку», чувствительных транспортных издержек, высоких расходов на импорт «тары» ( в себестоимости бутылки отбеливателя условно 400 тенге, примерно 150 тенге «тянет» бутылка или так называемая «преформа», которую приходится импортировать, у нас в стране ее производства нет») наши производители не выдерживают конкуренции с импортными «тайдами» и «фейри». Да что там! Даже российский производитель (не говоря уже о китайском) «бьет» нашего более конкурентной ценой. Дело тут в государственном протекционизме: если вы производите продукцию, например, в Татарстане и там же закупаете сырье для своего – татарстанского производства, то сырьевики по закону обязаны предоставить вам ощутимую скидку.
А что у нас? Запуск мощностей по производству в нашей стране полипропилена мало что изменил: предприятие KPI в Атырауской области проектной мощностью 500 тысяч тонн поставляет на внутренний рынок всего 20 тысяч (при потребности вчетверо больше) – причем, без всяких скидок, которые без проблем получают крупные (те же китайские) фирмы. Аргументируется такая политика весьма оригинально: мол, предприятие должно гасить кредиты, взятые под высокие проценты. Вопрос «почему это делается за счет казахстанских производителей, у которых проблемы со сбытом, с оборотными средствами и еще много с чем?» повисает в воздухе…
Еще одна серьезная проблема: немалые трудности с получением разрешительной документации – процедурой, без которой производитель бытовой химии (особенно начинающий) просто не попадет на казахстанский рынок.
Представьте условную ситуацию: у начинающего предпринимателя есть оборотный капитал, есть сырье для производства конкретной номенклатуры бытовой химии и есть небольшое помещение (скажем, гараж), где он собирается эту химию производить. Но, чтобы пройти экологическую проверку, ему предстоит целый ряд хлопотных и, к тому же, довольно затратных мероприятий – так что разрешение на выпуск всего одной товарной позиции может стоить больше потенциальной прибыли. И даже если в итоге окажется, что тот самый гараж полностью соответствует всем требованиям экологической и иной безопасности, потраченных на получение разрешения миллионов бизнесмену никто не вернет.
Казахстанские производители бытовой химии утверждают: они способны конкурировать с ведущими мировыми брендами, если их поддерживать. И зачастую эту поддержку они находят в структуре, которую многие называют «неформальным министерством предпринимательства — Национальной палате предпринимателей (НПП) «Атамекен».
«Нам повезло застать в Актюбинской области сильный «Атамекен» — признаются в ГК EASY. – Если же говорить о Нацпалате в республиканском масштабе — без нее государство с удовольствием взвалит на себя все, что связано с лицензированием, сертифицированием и прочими разрешительно-регуляционными процедурами. А это чревато только одним: государство в лице комитета метрологии министерства промышленности просто утонет в собственных полномочиях и заодно утопит многих мало-средних производителей вроде нашей компании. Собственно говоря, первый негативный опыт такой госмонополии уже есть – речь о выдаче паспортов безопасности химической продукции. Там долгие очереди, волокита, а значит – потенциально благодатная почва для коррупции».
И все же, совсем недавно у казахстанских бизнесменов, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, появился повод для оптимизма. Премьер-министр Олжас Бектенов на заседании совета директоров холдинга «Байтерек» распорядился «пересмотреть правила закупок "Байтерека" в сторону кардинального увеличения доли отечественных товаров". Глава правительства сообщил, что сейчас разрабатывается план «по повышению внутристрановой ценности и развитию отечественного производства» с опорой на производителей, готовых «наладить в Казахстане производство тех товаров, которые он сейчас импортирует, повышать производительность труда и уровень заработных плат работников, привлекать в качестве субподрядчиков и поставщиков казахстанские предприятия".
Именно этого долгие годы добиваются первопроходцы отечественного рынка бытовой химии.