. Военнослужащие управления по делам обороны Турксибского района Алматы побывали в гостях у легендарного ветерана Великой Отечественной войны Николая Таратунина, которому сегодня исполняется 101 год. Его поздравили с днем рождения и с наступающим Днем Победы.Николай Александрович Таратунин родился 28 апреля 1923 года в деревне Починки Ярославской области. Окончив семилетку, отправился на фронт вслед за двумя старшими братьями и сестрой, которые так и не вернулись с войны.Он не раз оказывался в самом пекле, сражаясь в составе Западного, Сталинградского и Второго Украинского фронтов. Служил в разведке и часто действовал в тылу врага.К сожалению, сегодня ветеран уже не может сам рассказать о том, что ему довелось пережить — в прямом смысле этого слова — и как удалось выжить. Хотя кавалеру ордена «Отечественной войны первой степени», двух орденов «Красной Звезды» и огромного множества медалей, разумеется, есть, чем гордиться.Николай Александрович трижды был ранен. В 1943 году вовсе оказался на волоске от смерти.»После тяжелого ранения на Днепре, по дороге в госпиталь, его под Сталинградом загрузили в товарняк с другими ранеными. В дороге на этот поезд налетели самолеты, стали бомбить. Все стали выпрыгивать, а у него обе ноги перебиты были, он не мог. На руках добрался до выхода и выпрыгнул. Вагон загорелся и стал крениться, падать на него. Убежать он не мог. И, вы знаете, чудо. Вагон в какой-то момент замер и остался так стоять», — вспоминает фронтовые рассказы Николая Таратунина его сын Александр.
Бросили носилки и убежали
Но, по его словам, настоящее чудо еще ожидало впереди.»Потом его подобрали. Шли солдаты советские и забрали его в село Ключи под Волгоградом. После осмотра посчитали, что он мертв. Определили его в помещение, где были безнадежные. Наутро солдаты пришли, чтобы на носилки (переложить) и предать земле его. А он открыл глаза. Они бросили носилки и убежали. Приходит врач, спрашивает: «Сынок, ты откуда такой живучий попался?» Вот так его и вытащили с того света. Потом врач при осмотре подходил, за ушко его возьмет: «О, теплеет. Жить будешь», — делится отцовскими воспоминаниями Александр Таратунин.
Ветераны не сдаются, как и на войне
Как рассказал сын Николая Таратунина – Александр, гости в погонах в их доме – явление частое. Они постоянно приезжают справиться о его здоровье, а при необходимости привозят врачей из военного госпиталя для обследования прямо на дому./Александр МирогловСын ветерана Николая Таратунина — АлександрСын ветерана Николая Таратунина — Александр/Александр МирогловВ прошлом году медики посещали ветерана шесть раз — брали анализы, осматривали, обследовали. Заключение: в свои сто лет у Николая Александровича не было выявлено ни одного хронического заболевания. Однако возраст и тяжелое ранение на фронте, которое чуть было не стоило ветерану жизни, дают о себе знать.»В январе был год, как он переболел коронавирусом и это дало осложнения. Сейчас уже плохо ходит, я ему помогаю, чтобы он не споткнулся. Конечно, он очень доволен, когда приезжают его проведывать и из воинских частей, и из военкомата, и из акимата. Хочет сказать слова благодарности, но у него не получается уже, и поэтому он руками, жестами благодарит. После того, как у него гости бывают, он заметно бодрее становится», — рассказывает Александр Таратунин.Как бы там ни было, но полковник в отставке не унывает: периодически делает зарядку, чтобы избавиться от головных болей после серьезного ранения, полученного на фронте.
Мирная жизнь
После войны фронтовик стал курсантом Алма-Атинского пограничного училища. С успехом завершив его, прослужил на границах с Турцией, Ираном, Китаем и Японией.Сегодня полковник в отставке Николай Александрович Таратунин — единственный ветеран-пограничник – участник Великой Отечественной войны в Алматы и Алматинской области, и старейший ветеран Пограничной службы.