Рынок будет поделен на три сегмента.
Министерство транспорта Казахстана опубликовало проект программы развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2029 года. В проекте документа указано, что ряд нынешних функций АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» передадут в другие учреждения, передает inbusiness.kz со ссылкой на портал "Открытые НПА".
Проект программы затрагивает вопросы либерализации рынка перевозок и реформы госрегулирования. В частности, планируется выделить оператора магистральной железнодорожной сети в самостоятельное юридическое лицо, не связанное с отношениями владения с ТОО «Грузовые перевозки» (дочерняя компания КТЖ).
Будет изменен механизм финансирования железнодорожной инфраструктуры: затраты на магистраль не будут «сидеть в тарифе» монополиста, а, как это можно понять из документа, реализовываться за счет республиканского бюджета и привлечения инвестиций в развитие рынка грузоперевозок.
Пока не ясно как, но создатели документа планируют таким образом создать в этом сегменте рынка новых игроков, которые будут работать на основе государственно-частного партнерства и, одновременно, конкурировать друг с другом.
Рынок будет поделен на три сегмента в каждом, из которых будут функционировать национальный перевозчик грузов, национальный перевозчик пассажиров и независимые перевозчики. При этом национальные перевозчики грузов и пассажиров по-прежнему будут структурами холдинга АО «НК «Қазақстан Темір Жолы».
Компания-оператор магистральных железнодорожных сетей будет вне холдинга, и, учитывая запрет Президента на создание новых квазигоскомпаний, скорее всего, будет государственным предприятием, объединяющим функции госуправления и хозяйствующего субъекта. Будет ли эта структура регулироваться государством как естественный монополист – пока неизвестно.
Цены на пассажирские билеты в плацкартных вагонах (самый доступный для населения способ передвижения) создатели документа намерены регулировать на основе договоров государственно-частного партнерства. А вот цены на билетах в купе будут веведены из сферы регулирования вообще.
Авторы проекта заявляют, что «принципы ценообразования на регулируемые услуги должны обеспечить определенную гибкость в установлении цен поставщиком в пределах определенных диапазонов в зависимости от качества, сезонности, пикового спроса».
«Тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети и локальной железнодорожной инфраструктуры будут регулироваться исключительно государством. При этом принципы и механизмы регулирования должны быть существенно реформированы», — указывается в документе.
Реструктуризация АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» путем выделения оператора магистральной железнодорожной сети в самостоятельное юридическое лицо планируется во втором квартале 2025 года.
Проект программы вынесен на публичное обсуждение на ресурсе «Открытые НПА», которое продлится до 28 мая.