Глава совета директоров компании рассказал, с чем это связано, а также о сроках закрытия завода в Алматы, росте цен на сырье и планах компании
Компания «Шин-Лайн» не планирует закрывать свой завод в Бишкеке. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сообщил председатель совета директоров Дмитрий Докин на пресс-конференции в Алматы.
«Скорее всего, мы оставим завод в Бишкеке. Он позволяет нам обеспечивать потребителей Кыргызстана более доступным по цене мороженым, в том числе за счет использования кыргызского сырья. Речь идет именно о массовом сегменте. Если же мы закроем этот завод, то поставки мороженого из Казахстана в Кыргызстан обойдутся достаточно дорого — это, конечно, может отразиться на стоимости товара», — отметил он.
О планах закрыть завод до конца 2024 года в Бишкеке ранее сообщали в самой компании. Свернуть деятельность предприятия в столице Кыргызстана предполагалось после того, как на полную мощь заработает недавно запущенная фабрика в поселке Байсерке Алматинской области.
Завод в Алматы планируют закрыть
В беседе с корреспондентом Kapital.kz Дмитрий Докин пояснил, что «сейчас все установленные производственные линии на заводе в Байсерке работают на полную мощь». «Завод, который находится в Алматы, на проспекте Суюнбая, мы планируем закрыть. Но это будет тогда, когда к нам приедет новая производственная линия на завод в Алматинской области. Пока же есть определенный вид мороженого, который мы можем производить только на алматинском заводе. Мы не хотим старые линии оттуда перевозить на новый завод в Байсерке, в этом нет смысла», — сообщил он в беседе с корреспондентом.
Дмитрий Докин подчеркнул, что закрыть завод в Алматы планируют осенью 2024 года. «Даже возможно, в сентябре, потому что тогда закончится сезон мороженого, и новая фабрика будет в силах покрывать спрос. Стоит иметь в виду, что сроки поставки новых производственных линий на завод в Байсерке могут затянуться», — отметил председатель совета директоров.
Как развивается рынок мороженого
В компании отмечают, что за год потребление мороженого в Казахстане увеличилось на 20 тыс. тонн и составляет на сегодня, согласно оценке компании «Шин-Лайн», 2,86 кг на человека в год. Это на 16% выше показателя 2023 года. «Потребление мороженого в 2015-2019 годах в Казахстане варьировалось на уровне 2-2,4 кг на человека в год, что выше среднего значения по миру, где этот показатель составляет 0,9 кг. Но пока все же этот показатель значительно ниже уровня стран-лидеров по потреблению мороженого: в Италии — более 15 кг, в Германии — 14,6 кг, в Финляндии — 14 кг на человека», — отметил Дмитрий Докин.
Начавшийся сезон 2024 года в Казахстане показывает хорошую динамику роста продаж мороженого. За четыре месяца 2024 года объем потребления мороженого вырос на 9% в натуральном выражении по сравнению с тем же периодом 2023 года. И на 17% — в денежном.
«В целом казахстанский рынок мороженого в год оценивается примерно в 72 млрд тенге. Емкость рынка мороженого на сегодня, который заполняют как отечественные, так и зарубежные производители, по оценкам «Шин-Лайн», составляет порядка 56 706 тонн. За год он вырос на 23,8%. Этот рост обеспечен прежде всего казахстанским производством, рыночная доля которого составила 81,2%. Доля импортной продукции в натуральном выражении за последний год на казахстанском рынке мороженого снизилась и составляет 18,8%», — отметили в компании.
В 2023 году казахстанские предприятия произвели около 52 тыс. тонн мороженого. «Это на 25,8% больше, чем в прошлом году, или 41,3 тыс. тонн. Импорт мороженого в Казахстан в натуральном выражении в 2022–2023 годах вырос на 12% — с 9506 до 10646 тонн. Количество казахстанских производителей за последний год сохранилось, но ряд из них сократил объем производства до минимальных значений», — подчеркивают в компании.
Долю компаний, сокративших производство, быстро займут другие игроки, уверен Дмитрий Докин. Он обратил внимание, что в целом объем рынка мороженого в Казахстане растет на 6-9% в год. «По нашим прогнозам, в 2024 году он достигнет 62 тыс. тонн», — уверен эксперт.
Есть ли дефицит сахара на рынке?
Эксперт также прокомментировал инициативу по введению временного запрета на экспорт сахара из Казахстана в третьи страны до 31 августа 2024 года, в том числе и страны-участницы ЕАЭС. Предполагается, что эта мера не коснется международного транзита сахара. Корреспондент Kapital.kz поинтересовался, есть ли у «Шин-Лайн» проблемы с поставками сахара.
«У нас таких проблем нет, — пояснил Дмитрий Докин. — Скорее всего, Правительство Казахстана перестраховывается, чтобы не допустить дефицита сахара, который был два года назад. То есть это некая профилактическая мера. Сейчас дефицита сахара у нас нет. У компании заключены долгосрочные контракты на поставку сахара, и все договорные обязательства перед нами выполняются». Он уточнил, что сахар компания приобретает через трейдеров, и продукт может быть как казахстанского, так и российского производства.
Эксперт подчеркнул, что «ценового демпинга на рынке не наблюдается». «Демпинг был два года назад, сейчас его нет», — сказал Дмитрий Докин.
Сливочное масло и шоколад резко подорожали
На пресс-конференции он также обратил внимание и на резкий рост цен на сливочное масло.
«Сейчас очень большая проблема с этим продуктом. Сливочное масло дорожает с каждым днем, наблюдается его дефицит на рынке. За год оно подорожало на 30-40%, и я думаю, что это не предел. Горизонта по верхней границе цен не видно. Причем цены выросли и на молочные жиры. Сначала мы не могли понять, в чем проблема. Поясню, молоко делится на две фракции: на сухое обезжиренное молоко и сливки, а из сливок делают масло. Сейчас сухого обезжиренного молока большой профицит и огромный демпинг по этому сырью. А вот масла недостаточно. И оказывается, что все страны на постсоветском пространстве усилили контроль за производителями мороженого, которые незаконно использовали вместо молочных жиров растительные. Ведь растительные жиры значительно дешевле. После усиления контроля потребность в сливочном масле возросла, так и образовался его дефицит», — пояснил Дмитрий Докин.
Подорожал и шоколад. Его компания закупает в том числе в Бельгии. «Когда (за год — Ред.) шоколад подорожал в три раза — это был шок. Год назад один килограмм какао-бобов стоил 6 евро, сейчас 20 евро. Такой высокой цены не было никогда! И неурожай какао-бобов тут ни при чем! Скорее всего, такая ситуация связана со спекуляциями, так как этот рынок очень консолидирован. Урожай какао-бобов в три раза не падал… На днях к нам приедет президент крупнейшей компании по производству шоколада, мы узнаем, чего ждать от рынка», — сообщил эксперт.
В ожидании казахстанских производителей упаковки
Ранее в компании подчеркивали, что в основном покупают пластиковую упаковку для мороженого в Китае и Турции. Впрочем, как уточнил Дмитрий Докин, Россия в списке поставщиков упаковки также осталась. Правда, пока она занимает незначительную долю.
«Например, у нас проблема с полиэтиленом. Мы ждем, когда в Казахстане появится производитель упаковки, которая подойдет и нам. Вроде бы в Актау или Атырау собирались открыть завод по производству специальной пленки полиэтилена, но этого мало. Ведь на нее также необходимо нанести необходимый рисунок… Поэтому пока мы вынуждены использовать зарубежную упаковку», — отмечает Дмитрий Докин.
Даже после пандемии поставки упаковки из Китая до сих пор затруднены. «Логистические проблемы в КНР даже после ковида до сих пор не могут закончиться. Хотя в Китае самая дешевая упаковка, но из-за проблем с ее поставками мы вынуждены иногда заказывать этот материал в других странах, пусть и дороже. Но в сезон мороженого — цена уже не имеет значения…», — подчеркивает эксперт.
На какие новые рынки планирует выйти компания
В беседе с корреспондентом Kapital.kz Дмитрий Докин рассказал, есть ли у него данные о выходе на рынок новых игроков. «Пока у меня нет информации, что кто-то собирается строить завод по производству мороженого в Казахстане», — отметил он.
В компании рассказали, что сейчас экспортируют мороженое в 10 стран и поглядывают на рынки Восточной Азии и Ближнего Востока. «Если говорить об ОАЭ, мы пока изучаем этот рынок. Туда непросто зайти, ведь рынок мороженого в этом регионе высококонкурентен. Можно сказать, что этот рынок занят», — отметил эксперт в беседе с корреспондентом Kapital.kz.
«Шин-Лайн» анализирует и рынки Кореи, Италии, и «говорить о перспективе выхода на эти локации очень рано».
«Мы около года назад открыли офис в Корее (Сеуле) и планируем в Италии. В Сеуле мы открыли некую лабораторию, где изучаем спрос и предпочтения потребителей, да и в целом рынок. В Италии мы планируем открыть аналогичную лабораторию», — заметил Дмитрий Докин.