Владивосток, 21 мая /Синьхуа/ — Дальневосточный федеральный округ /ДФО/ России находится на востоке страны и граничит с Китаем. В процессе реализации российской политики поворота на Восток Китай стал идеальным партнером России. В последние годы благодаря совместным усилиям двух стран появились огромные коммерческие возможности для двустороннего сотрудничества на Дальнем Востоке, на что с оптимизмом смотрят представители деловых кругов обеих сторон.
ДФО граничит с китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, а также с автономным районом Внутренняя Монголия. В ДФО входят 11 субъектов, занимающих 40 проц. территории всей России. Дальний Восток отличается богатыми ресурсами. Наиболее конкурентоспособные ресурсы — это нефть, природный газ, уголь, золото, серебро, медь и другие цветные металлы.
За последние десять лет российское правительство приняло множество мер для содействия социально-экономическому развитию Дальнего Востока в целях нейтрализации западных санкций.
Восточный экономический форум /ВЭФ/ является одной из важнейших платформ для продвижения освоения Дальнего Востока. По инициативе президента России Владимира Путина первый ВЭФ состоялся во Владивостоке в сентябре 2015 года. Форум проводится ежегодно и направлен на повышение уровня открытости Дальнего Востока и привлечение иностранных инвестиций. По состоянию на 2023 год, президент России принял участие во всех восьми форумах. Проведенные в рамках ВЭФ мероприятия, включая выступления В. Путина на пленарном заседании форума, его встречи с руководителями зарубежных стран, деловые переговоры, форумы и дискуссии, выставки, запуск совместных проектов, демонстрируют всему миру решимость правительства России развивать Дальний Восток.
Кроме того, российское правительство ввело режим «Территория опережающего развития /ТОР/» и режим «Свободный порт Владивосток /СПВ/», которые оказались эффективными для привлечения инвестиций. ТОР — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Внутри ТОР действуют налоговые льготы и административные преференции для его резидентов. По последним данным, на Дальнем Востоке и в Арктике созданы 18 ТОР с 760 резидентами, которые вкладывают в свои проекты около 5,8 трлн рублей и приносят 157,5 тыс. рабочих мест.
Режим СПВ направлен на расширение трансграничной торговли и развитие транспортной инфраструктуры, включение Дальнего Востока в глобальные транспортные маршруты. Это территория, на которой инвесторы пользуются особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования. Сейчас режим СПВ распространяется на 22 муниципальных образования в пяти регионах Дальнего Востока. По данным, опубликованным на сайте Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, 2030 резидентов СПВ создали почти 109,279 тыс. рабочих мест. Общий объем привлеченных в СПВ инвестиций достиг 1,746 трлн рублей.
За последние два года западные санкции значительно усилились. В ответ на санкции наметился резкий рост объемов автомобильных и железнодорожных перевозок, грузооборота портов и нагрузки на инфраструктуру в направлении пограничных переходов на Дальнем Востоке. Для удовлетворения потребностей экономического развития российское правительство за этот период приняло ряд важных решений в поддержку Дальнего Востока, включая ускорение строительства транспортно-логистической инфраструктуры, разработку планов развития дальневосточных городов.
По сообщению премьер-министра России Михаила Мишустина, под руководством федерального центра на Дальнем Востоке за последние годы было начато выполнение примерно 3000 инвестиционных проектов, и почти четверть из них уже завершена. В 2023 году в экономику и социальную сферу Дальнего Востока было вложено более 3 трлн рублей.
На фоне сложившейся ситуации появились уникальные возможности для углубленного сотрудничества между Китаем и Россией в дальневосточном регионе. Дальний Восток граничит с северо-восточными районами Китая, общая протяженность границы превышает 4300 км. Географическая близость дает регионам двух стран преимущества для развития сухопутных, морских и воздушных перевозок и обменов в разных сферах, в первую очередь в наращивании двусторонних взаимовыгодных торгово-экономических связей. Экономика северо-восточных районов Китая и Дальнего Востока России отличается большой взаимодополняемостью и огромным потенциалом сотрудничества. Совместные проекты не только приносят России необходимые инвестиции, создают рабочие места и способствуют развитию Дальнего Востока, но и предоставляют китайским предприятиям возможность расширить свою деятельность за рубежом.
Если в 2022 году внешнеторговый оборот между ДФО и Китаем составил 22 млрд долларов США, то в 2023 году цифра выросла до 27 млрд долларов США. За последние два года многие совместные проекты на Дальнем Востоке ведутся ускоренными темпами. Так, 10 июня 2022 года был запущен автомобильный мост Благовещенск-Хэйхэ через реку Хэйлунцзян /Амур/, в начале 2023 года было подписано соглашение между двумя странами о строительстве газопровода «Дальневосточный маршрут». В настоящее время в столице Амурской области идет строительство канатной дороги Благовещенск-Хэйхэ.
В. Путин 17 мая на открытии 8-го Китайско-российского ЭКСПО в Харбине заявил о большом потенциале сотрудничества между Дальним Востоком и северо-востоком Китая. Совместное заявление КНР и РФ об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, подписанное главами двух государств 16 мая в ходе визита В. Путина в Китай, указало направление расширения сотрудничества между регионами Китая и России.
Документ предусматривает активную поддержку развития межрегионального и приграничного сотрудничества, расширение всесторонних обменов между городами и муниципальными образованиями двух стран, продвижение инвестиционной кооперации и создание совместных промышленных и высокотехнологичных производств в преференциальных режимах на территории Дальнего Востока России на основе рыночного подхода и коммерческих начал.
Источник: russian.news.cn