Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

Основатель стартапа SET24 о том, сколько инвестиций ему потребовалось для запуска проекта и трендах в ретейле

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

По оценкам Allied Market Research, к 2032 году мировой рынок вендинга достигнет 37,2 млрд долларов. В ближайшие 9 лет он ежегодно будет расти в среднем на 7,2%. Растущий спрос на микромаркеты самообслуживания прогнозирует и Айдар Паржанов — основатель компании SET24, которая разработала инженерную технологию и CRM-систему для розничной торговли без персонала. «После пандемии коронавируса покупатели хотят как можно реже контактировать с продавцами. И, вероятно, потребность в микромаркетах самообслуживания будет только увеличиваться. К тому же на мировом рынке труда наблюдается дефицит специалистов, наша технология поможет решить эту проблему», — отмечает он. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz стартапер рассказал, сколько инвестиций необходимо для запуска вендингового бизнеса и трендах на рынке розницы. 

Из корпоративного сектора в бизнес

Получая образование в карагандинском университете по специальности «Переводческое дело», на третьем курсе Айдар Паржанов стал подрабатывать страховым агентом. «У меня хорошо получалась презентовать страховые продукты, продавать полисы», — вспоминает он.

После окончания вуза Айдар 10 лет работал в страховом секторе. В 2017 году, во время обучения в AlmaU по программе MBA, решил запустить собственный бизнес. Начал с покупки франшиз.

«У одного из моих сокурсников по магистратуре приобрел франшизу сети лабораторий. А в 2022-м еще одну франшизу — сети курьерской службы», — отмечает собеседник.

Параллельно он стал дистрибьютором сети вендинговых аппаратов. Это не стандартные устройства с монетоприемником, а холодильное оборудование для розницы, которое было оснащено технологией для оплаты за покупку с помощью приложения — микромаркеты самообслуживания.

В Алматы Айдар развил собственную сеть из 80 локаций. Однако бизнес приносил убытки в течение двух лет.

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

«Основная проблема заключалась в том, что покупатели не хотели скачивать дополнительные приложения для единоразовой покупки, регистрироваться, добавлять данные карты. Это было неудобно. Мы не смогли изменить их привычки, и я был вынужден выйти из проекта», — делится предприниматель. 

Оцифровка микромаркетов

В апреле 2023 года Айдар и его команда решили переоборудовать действовавшую ранее сеть микромаркетов самообслуживания и сделать процесс оплаты для покупателей более удобным. Также стояла задача повысить выручку каждого устройства и сделать убыточный бизнес прибыльным. Вместе со своим братом Раимбеком Искендировым и программистом Тимуром Нигметовым Айдар решил оцифровать микромаркеты, разработав собственную CRM-систему их управления.

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

«С нашей CRM-системой предприниматели смогли контролировать все бизнес-процессы: управлять оборудованием в онлайн-режиме, формировать аналитические и статистические отчеты по продажам через микромаркеты, управлять их ассортиментом и остатками продуктов и так далее. С помощью личного кабинета предприниматель, который установил на своем холодильном оборудовании нашу систему, в бизнес-центре или в любой другой локации, может управлять ей. Эта опция особенно необходима в сегменте мелкой розницы. Автоматически просчитывается маржинальность, рентабельность, окупаемость микромаркетов. Через личный кабинет можно поменять цену на продукцию, просмотреть видеозаписи с камер и так далее», — отмечает Айдар. 

Через личный кабинет предприниматель может отслеживать и действия курьера, который загружает продукцию на полки микромаркета. «Этот функционал работает следующим образом: курьер через одноразовый пароль в панели аппарата просматривает накладную на товары, затем в соответствии с ней загружает продукцию на полки. Как только курьер открывает микромаркет и начинает размещать товар, включается видеозапись», — объясняет собеседник. 

В мире уже существуют технологии, которые позволяют определять по весу, какой товар покинул полку микромаркета, но подобные решения дорогостоящие для казахстанского рынка, подчеркивает он.

«Мы реализуем микромаркеты с уже «вшитой» в них системой управления. Также в них уже встроены мини-камеры, которые фиксируют, каждую покупку. Дверь открывается только после транзакции, так что покупатель оставляет цифровой след. В обзор камеры попадает не только приобретенный товар, но и лицо покупателя. Каждой покупке присваивается определенный ID-идентификатор, поэтому каждое видео сохраняется за каждой покупкой в панели управления. На каждом этапе покупки мы предупреждаем покупателя об административной ответственности за кражу и видеонаблюдении. Также стараемся размещать наши аппараты в безопасных местах — в помещениях с охраной», — рассказывает он. 

В отличие от стандартных вендинговых аппаратов, оплата за товар в микромаркетах происходит с помощью карты или через QR одного из банков. «Чтобы совершить покупку, не нужно скачивать стороннее приложение, достаточно открыть QR в банковском приложении и считать код через камеру смартфона», — уточняет Айдар.

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

Сколько инвестиций потребовалось

На разработку программного обеспечения и создание своего умного микромаркета команде потребовалось полгода и около 100 тыс. долларов инвестиций.

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

Первый микромаркет был запущен в октябре 2023 года. В настоящее время по всему Казахстану активны 150 таких устройств.

В январе 2024 года компания стала резидентом Astana Hub, а позже вошла в акселерационную программу Startup Garage и получила грант Seed Money на сумму около 10 млн тенге на развитие проекта. Привлеченные ресурсы направили на формирование команды и техническое оснащение.

«У нас в команде кроме партнеров по проекту всего пять специалистов: два разработчика и три инженера. Также мы периодически привлекаем web-дизайнеров, маркетологов, SMM-специалистов, видеографов. Около 20% нашего бюджета оплаты труда приходится на аутсорс», — подчеркивает Айдар.

Как монетизируется бизнес?

Микромаркеты «вместе со своей начинкой» команда реализует через две бизнес-модели: прямую продажу микромаркетов предпринимателям и франшизу. Для франшизы доступны два пакета с входным барьером от 5,5 млн тенге до 10 млн тенге. Также предусмотрена ежемесячная абонентская плата за пользование программным обеспечением — 3% от выручки. Стоимость каждого устройства составляет 1,1 млн тенге.

Сейчас уже реализовано 150 микромаркетов, из них по франшизе около 50. Они установлены в четырех городах Казахстана: Астане, Алматы, Атырау и Караганде. «В основном наши устройства локализованы в бизнес-центрах, вузах, медицинских центрах, ЦОНах, кондитерских», — подчеркивает Айдар.

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

Пока команда еще не окупила свои инвестиции, но уже менее чем за год работы покрывает свои затраты за счет продаж. «У нас амбициозная задача — в течение 2024 года отбить первоначальные инвестиции. Наша глобальная цель на два года —  подключить тысячу устройств. Считаем, что это вполне реально. Сейчас казахстанский рынок имеет огромный потенциал для развития микромаркетов. По нашим оценкам, только в Алматы можно установить наши устройства в 2 тыс. локаций. Годовой оборот продаж через микромаркеты составит 10 млрд тенге в год. Чтобы понять порядок цифр по Казахстану, стоит учесть, что на Алматы приходится 60% всего рынка», — отмечает собеседник.

Хлебные шкафы, NFC, экспансия 

Вскоре команда планирует запустить новый продукт — «умный» шкаф для продажи хлеба. Он будет поддерживать определенную температуру и влажность для длительного хранения хлебных изделий. Такие шкафы могут располагаться в жилых комплексах.

«У нас уже есть заказы на шкафы для пекарен, планирующих масштабировать свой бизнес. Предположительно, одно устройство будет стоить 1,8 млн тенге. Предприниматели, так же как и в случае с микромаркетами, будут иметь возможность управлять аппаратами через личный кабинет, а продавать можно любой товар — от тортов до пирожных и выпечки», — отмечает собеседник.

Для покупки продуктов через микромаркеты планируется внедрить бесконтактную NFC-оплату. «Сейчас у нас нет такой опции, но компания намерена запустить ее в ближайшие два месяца», — подчеркивает предприниматель.

Вывести в цифру: как построить бизнес на микромаркетах без продавцов

Айдар отмечает, что запросы на покупку решений для микромаркетов поступали из Европы, США и Гонконга. По его мнению, именно там будут чаще появляться магазины без кассиров.

«Запросы были из стран, где высокая аренда торговых площадей и стоимость трудовых ресурсов. Наше решение может снизить такие расходы. Например, мы предполагаем, что наши технологии по управлению микромаркетами будут востребованы и в Саудовской Аравии. Там практически нет краж и много хороших локаций, где можно разместить точки продаж продуктов, также там высокий процент оплаты картами», — говорит он.

Собеседник уверен, что микромаркеты самообслуживания не заменят обычные мини-магазины возле дома, но помогут сделать покупки более удобными. «Мы планируем интегрировать наши микромаркеты с кассами магазинов, чтобы сократить или убрать очереди. Уже тестируем это решение в одном из сетевых магазинов. Подобный опыт можно применить и в кинотеатрах, на заправках и даже в аптеках для продажи товаров гигиены», — заключает собеседник.