Строительство АЭС: спасет ли это Казахстан от энергодефицита? Видео

Строительство АЭС: спасет ли это Казахстан от энергодефицита? Видео

Строительство АЭС: спасет ли это Казахстан от энергодефицита? Видео

Вопрос строительства атомной электростанции в Казахстане обсуждается не первый год. Попытки реализовать соответствующий проект предпринимались неоднократно, но никогда до исполнения эти планы не доходили. Все эти обязательства, которые государство взяла на себя по переходу на «зеленую» энергетику и достижению углеродной нейтральности к 2060 году все это ставит проблемные вопросы по развитию энергосистемы Казахстана, считает считает Генеральный директор ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин.

"У нас сейчас основа – уголь. Понятно к 2060 году вряд ли мы полностью от угля освободимся, и смысла нет полностью закрывать угольные станции. Но надо сбалансировать базовую генерацию какими-то другими безуглеродными источниками", — говорит эксперт.

Атомная вместо угольной генерации

«Единственный источник, который может быть использован – это атомная энергетика. Сколько ее должно быть, зависит от плана по развитию знергосистемы Казахстана», — уверен Жантикин.По его словам, КАЭС также рассматривает возможность строительства АЭС на базе малых модульных реакторов на западе страны. Потому что запад не совсем связан с нашей основной энергосистемой, отметил он.

"Плюс у нас там еще есть Мангистауский атомный энергокомбинат, который имеет хороший опыт эксплуатации реактора БН-350, был проект в начале 2000-х годов по замещению двумя энергоблоками по 300 МВт атомных мощностей МАЭК, поэтому мы рассматриваем запад", — пояснил он.

Надо меньше денег собирать, так малые модульные реакторы значительно дешевле и это облегчает финансовую нагрузку в целом на атомную станцию, уточнил Жантикин, говоря о преимуществах такой генерации.

Какие регионы запитаются от АЭС

АЭС, убежден Жантикин, покроет потребность всего Казахстана. Это площадка она интересная, тем что находится в центре потребления. Там сходятся все линии, есть передача север-юг, где генерация в основном север, потребление юг и если туда поставить мощный источник, в виде АЭС, тогда линия север-юг разгружается. «Например, когда у нас юг вырубился из-за того, что в Узбекистане выпали мощности, просто линия загружена на 100%, поэтому дополнительные мощности подать на юг не можем», — констатировал он. А если в середине поставить энергоисточник, линия разгружается, подчеркнул Жантикин. «Можем передавать и на север, и на юг электроэнергию. Мы сейчас говорим о двух блоках по 1200 МВт, но по-хорошему там (на юге Казахстана – Sputnik) нужно четыре блока по 1200-1400 МВт. Таким образом решается проблема стабилизации вообще всей энергосистемы Казахстана», — пояснил эксперт.

Почему АЭС нужно строить на юге Казахстана

Юг республики, подчеркнул Жантикин, это вообще первоочередная задача. Энергетики, отметил он, спрогнозировали в регионе дефицит базовой мощности к 2030 году в 2,7 ГВт (1 гигаватт энергии – это сила около 360 ветряных турбин, или 1,3 миллиона лошадей – Sputnik). «Поэтому мы предложили поставить первую станцию на юге, мощностью до 2,8 ГВт, чтобы в первую очередь закрыть дефицит, нарастающий в регионе», — говорит Жантикин.Если мы так и будем продолжать игнорировать существующий и нарастающий энергодефицит, то и через 10 лет, мы будем сидеть и думать, чем бы закрыть дефицит, подчеркнул эксперт.

Сырье для АЭС

По словам Жантикина, сырье – это вопрос, который сейчас «активно обсуждается». Он напомнил, что Казахстан добывает больше всех урана, на втором месте по запасам и уже развита атомная промышленность – производится ядерное топливо для китайского рынка.

"Все это подводит нас к требованию локализации производства топлива. То есть мы когда эти четыре проекта смотрим (Китай, Россия, Южная Корея, Франция – Sputnik) одним из требовании мы выдвигаем полную локализацию производства ядерного топлива в Казахстане", — рассказал он.

Таким образом, АЭС будет работать на казахстанском топливе и не зависит от поставщика.

Миф: атомная станция расходует много воды

Атомная станция работает так же, как угольная, просто вместо угольного котла стоит ядерный реактор, который дает пар на турбины, подчеркнул эксперт. После турбин пар идет на конденсаторы, это для повышения эффективности турбин, что в угольной, что в газовой, если это парогазовая установка, что в атомной, все одинаково. «То есть потребление воды примерно одинаковое. Проектный расход АЭС близ озера Балхаш 63 миллиона кубов в год. Это около 0,3% от естественного испарения озера», — уточнил Жантикин.

Срок эксплуатации АЭС

По словам Жантикина, проектный срок службы атомной станции 60 лет, с возможностью продления до 80 лет.

"Прогнозируются, что реакторы поколения "3/3+" (который рассматривают для проекта АЭС на юге Казахстана – Sputnik) можно будет продлевать до 100 лет", — отметил физик-ядерщик.

Строительство АЭС: спасет ли это Казахстан от энергодефицита? Видео

Где в Казахстане готовят специалистов для работы на АЭС

Во-первых, в Казахстане есть специалисты для работы на АЭС, так как один из часто задаваемых вопросов, по словам Жантикина, где же Казахстан будет брать инженеров.»В Казахстане сейчас эксплуатируются три исследовательских реактора на ходу, формально их четыре», — напомнил он.По его словам, есть еще так называемый критический стенд в Институте ядерной физики, тоже реактор нулевой мощности. «Для всех этих реакторов специалисты готовятся у нас», — констатировал Жантикин. Это в основном технические вузы в Алматы, университет имени Шакарима, Восточно-Казахстанский технический университет имени Серикбаева. «Они работают с национальным ядерным центром, система налажена. Плюс у нас открылась кафедра Московского инженерно-физического института в КазНУ. Проблем с базовой подготовкой нет», — отметил он.Другой вопрос — это подготовка операционного персонала, продолжил Жантикин.

"Для эксплуатации атомной станции надо, чтобы люди были подготовлены именно для этой станции. Специалисты с базовой подготовки будут проходить обучение в компании, которая поставляет технологию. Эксплуатация будет чисто казахстанская", — пояснил он.

Сколько раз в Казахстане поднимался вопрос строительства АЭС, уточнила корреспондент Sputnik Казахстан у Тимура Жантикина.

"Сейчас в третий раз. В первый раз это было в 90-х годах. 1996 году уже готовилось решение о строительстве АЭС, как раз на Балхаше", — отметил эксперт.

Тогда были трудные времена — денег нет, с другой стороны, тогда и энергии было достаточно. «Как бы не поджимало строительство новых источников. Поэтому тогда этот проект завис», — добавил Жантикин. Хотя была проведена полностью работа по технико-экономическую обоснованию (ТЭО) проекта, были получены все заключения, слушания проводились. «Народ тогда поддержал однозначно. Оставалось только решение правительства. По закону должно быть постановление правительства о строительстве, оно не состоялось», — вспоминает эксперт.Второй раз, по словам Жантикина, в 2000-х был проект строительства АЭС в Актау.

"Тогда рассматривали два блока по 300 МВт. Тоже ТЭО было полностью сделано, прошли госэкспертизу, тоже готовилось постановление правительства и что-то там забуксовало", — говорит он.

То есть все время мы доходили до постановления правительства, которое не состоялось, поделился эксперт. Сейчас, добавил он, мы на порядок дальше от постановления правительства, мы даже не начали инженерные взыскания. Эксперт убежден что нынешний проект отличается от предыдущих. «Самое главное отличие – сейчас обострился вопрос «озеленения» всех технологий, климатические изменения, мы на подписали кучу документов, плюс вводятся налоги углеродные, что делает проблемным экспорт казахстанских товаров. То есть очень много факторов, которые толкают нас к безуглеродной генерации», — пояснил он.На вопрос о том, технологии каких стран рассматривались для строительства двух предыдущих проектов АЭС, Жантикин ответил, что в предыдущих проектах в Казахстане рассматривали российские технологии.

"Всегда смотрели на передовые технологии. К примеру, на Балхаше мы рассматривали российскую ВВЭР-600, тогда 640 был, то есть это средней мощности реактор", — рассказал Жантикин.

Говоря о том, что случится, если Казахстан не построит АЭС, эксперт напомнил, что у Казахстана мало собственного газа, поэтому придется жечь уголь.

"Вынуждены будем по угольной генерации идти, наверно. Если Минэнерго не придумает как из воздуха создавать новые источники электричества, тогда уголь", — считает эксперт.

Один из атомных генераторов, работавших на западе Казахстана, на МАЭК, больше не эксплуатируют по двум причинам, говорит Жантикин.

"Первая — реактор отработал проектный срок службы. Вторая – давление международного сообщества из-за того, что на этом реакторе получался очень чистый плутоний, который напрямую мог быть использован в взрывном устройстве", — пояснил он.

ВИЭ увлекаться не следует

Говоря о будущем казахстанской энергетики, Жантикин отметил, что специалисты — люди, которые работали в энергосистеме и знают, как работает возобновляемая энергия, они всегда говорят о том, что увлекаться сильно ВИЭ нельзя. «Ниша для ВИЭ есть, которую можно закрыть, но говорить о том, что это будет базовая генерация, как некоторые энергетики говорят – это неправильно и вообще опасно для развития энергосистемы Казахстана», — подчеркнул он. Если будет слишком много ВИЭ, мы можем потерять всю энергосистему. Поэтому надо говорить о базовых источниках, поддерживающих возобновляемые.

Источник