Представители туристической индустрии не считают, что есть улучшения необходимой инфраструктуры, о которых рапортует профильное министерство.
Как считают представители бизнеса туристической отрасли Казахстана, с каждым годом в стране ухудшается качество соответствующей инфраструктуры в регионах, ответственность за развитие которой взяли на себя соответствующие ведомства, сообщает inbusiness.kz. Такое положение дел, наблюдаемое во многих туристических кластерах, не устраивает в первую очередь отдыхающих, которые на фоне деградации отрасли ищут возможности отдохнуть за пределами Казахстана.
Как оказалось, с «помощью» профильных министерств и местных властей регионов ситуация в последние годы стала только ухудшаться.
На своем официальном сайте министерство туризма и спорта рапортует о бурном развитии отрасли, отмечая тот факт, что за последние несколько лет государственные инвестиции в развитие туристической инфраструктуры составили сумму, превышающую 100 млрд тенге, что, по мнению чиновников министерства, стало стимулом для роста частных инвестиций в отрасль. Но владельцы туристических объектов на побережье озера Алаколь отмечают стагнацию в этой отрасли в данном регионе.
Отметим, что на совещании по вопросам развития туристической отрасли президент Касым-Жомарт Токаев назвал курортную зону Алаколя лидером антирейтинга, подчеркнув, что проблемы в отрасли привели к закрытию на побережье более двух десятков баз отдыха и пансионатов, вследствие чего бюджет потерял налоговые поступления, а казахстанцы – рабочие места.
В то же время, как сообщает министерство туризма и спорта, «последние несколько лет в целях создания условий для привлечения частных инвестиций и улучшения доступности туристских дестинаций ведется активная работа по обеспечению необходимой инженерной инфраструктурой в рамках госпрограммы. С 2019 года реализовано 68 инфраструктурных проектов на сумму 101,6 млрд. тенге».
По мнению совладельца одной из баз отдыха, расположенной в поселке Акши (записи разговора есть в редакции), ситуация с инженерной инфраструктурой на побережье Алаколя с каждым годом только ухудшается.
"За последние девять лет проблемы не только не решились, но и не решаются сейчас, и даже наоборот, усугубляются. В частности, существует большая проблема с обеспечением бесперебойной подачи электроэнергии. Отключения идут буквально, можно сказать, на ежедневной основе. Это, соответственно, влияет на комфорт отдыхающих, потому что не работает кондиционирование, встает проблема сохранности продуктов питания.
Владельцы баз отдыха, пансионатов теряют деньги из-за сгоревших электроприборов. Это вынуждает предпринимателей вкладывать средства в покупку генераторов, которые стоят несколько миллионов тенге. Это один из примеров инфраструктурных проблем, которые, естественно, затем трансформируются в увеличение стоимости путевок для отдыхающих", – рассказал он.
Отмена субсидируемых авиарейсов из столицы на побережье Алаколя, как считают предприниматели, сделает отдых на озере менее привлекательным для жителей Астаны, ведь приобрести билет в оба конца за 85 тыс. тенге на одного человека могут позволить себе не много казахстанских семей, притом что с авиарейсами из Алматы ситуация стоит чуть менее остро.
"Как нам обещали власти, после реконструкции аэропорта Ушарал на Алаколь будут прилетать большие самолеты. В прошлом году казахстанская авиакомпания выполняла субсидированные рейсы из Астаны, но в этом году почему-то было принято решение отменить эти рейсы. Остался только один рейс другой авиакомпании, со своими монополистскими условиями. К тому же еще не каждый день он летает", – отмечает предприниматель.
Аэропорт находится на расстоянии около 70 километров от поселка Акши, наиболее популярного у казахстанцев мест отдыха, и добираться отдыхающим до места приходится на частных извозчиках. Стоимость поездки в одну сторону составляет на человека 2,5-3 тысячи тенге. Местные предприниматели уже не раз обращались к местным властям с просьбой запустить прямое автобусное сообщение между поселком и аэропортом, чтобы отдыхающие за приемлемую стоимость могли безопасно добраться до курортной зоны, но, как и многие другие просьбы владельцев туристического бизнеса, эти предложения если и были услышаны, но уже точно не реализованы.
Большой вопрос у местных жителей и бизнеса вызывают вопросы водоснабжения и канализации, в строительство которых, как говорят жители, были вложены немалые средства, но вода и канализационные коллекторы до пансионатов так и не добрались.
В летний сезон, помимо перебоев со светом, неудобства отдыхающим добавляет низкая скорость мобильного Интернета на побережье озера, хотя, как считают в министерстве туризма и спорта, с инфраструктурой в Казахстане все достаточно хорошо. Конечно, если в этом случае сравнивать с отдельными кластерами вроде побережья Каспийского моря, Туркестана или Борового. Хотя, как отметил президент страны, и там достаточно серьезных проблем, связанных, в частности, и с инфраструктурой, и с развитием туристической отрасли в целом.