«Подушка безопасности» не так стабильна, отмечают в АКРА
Валютные активы Нацфонда Казахстана стали практически соразмерны госдолгу, отмечают аналитики АКРА.
Активы НФРК — «подушка безопасности» для государственных финансов
Национальный фонд Казахстана является фондом национального значения, а его активы — это базовые резервы страны. Портфель НФ состоит из стабилизационного и сберегательного фондов. Доверительное управление осуществляет Национальный банк Республики Казахстан (НБРК).
С момента создания в 2001 году фонд накапливал на балансе средства от поступлений компаний сырьевого сектора. На сегодняшний день изъятия средств в бюджет с баланса НФРК происходят посредством гарантированного и целевого трансфертов (средства в основном направляются на инфраструктурное развитие и покрытие форс-мажорных расходов). Пик накоплений Нацфонда в долларовом эквиваленте был достигнут в конце 2014 года, составив 77,3 млрд долларов, или 35% ВВП указанного года. Максимум накоплений относительно ВВП фонд достиг в 2016-м (45% ВВП). Оба показателя и сегодня свидетельствуют о значительном объеме фонда и наличии «подушки безопасности» для государственных финансов как на текущий момент, так и на будущее.
Изначально активы НФРК существенно превосходили госдолг, но на данный момент это преимущество исчерпано
В структуре госдолга Казахстана преобладают обязательства в национальной валюте. По мере повышения всех номинальных макропоказателей в тенге, включая дефицит госбюджета с необходимостью его финансирования, государственный долг также рос, ежегодно увеличиваясь в среднем на 25% с 2008 по 2023 год против 15%-ного роста номинального ВВП в тенге. По итогам большинства лет за этот период темпы роста выходили на двузначные процентные показатели, а максимальный уровень в 60% был зафиксирован в 2015 году (см. рис. 2). Активы НФРК в два раза превышали госдолг в 2007–2009 годах и почти вдвое — в 2016 году, на момент пиковой величины активов фонда в процентах от ВВП. Однако к 2022–2023 годам данное превышение стало незначительным как статистически (из-за переоценки курса тенге госдолг мог превысить активы фонда), так и с точки зрения аналитической сути — нет явного преимущества по объему резервов, стало быть, «подушка безопасности» не так стабильна.
Более того, расчетный показатель долга — негативный чистый госдолг с учетом государственных долговых гарантий и поручительств — подразумевает превышение обязательств государства над данным видом его резервов уже в 2022–2023 годах (см. рис. 4).
Поддержка курса тенге со стороны трансфертов из НФРК способствует оценочному приравниванию госдолга и активов фонда
Немаловажен тот факт, что валютное предложение на рынке со стороны НФРК, возникающее при необходимости пополнения бюджета по статьям гарантированного и целевого трансфертов, занимает значительную долю совокупного предложения валюты на рынке (почти 30% на начало 2024 года) и оказывает поддержку стоимости национальной валюты (см. рис. 5). Помимо того, что эти крупные ежегодные трансферты истощают резервы, укрепление тенге подразумевает более явное давление на финансы страны по части госдолга, так как внешняя часть последнего номинирована в иностранных валютах, а это около четверти государственного долга на апрель 2024 года. При этом крепкая национальная валюта приводит к оценочному (в эквиваленте в тенге) занижению резервов (как монетарных, так и в виде активов НФРК), тем самым еще более нивелируя превосходство валютных активов фонда над госдолгом.
При всех указанных выше тенденциях резервы страны по-прежнему остаются существенными и составляют около четверти объема ВВП, а планы правительства предполагают постепенное сокращение изъятий из НФРК в бюджет Казахстана: до 13% совокупных поступлений в бюджет в 2025 году (2% ВВП) и 6,7% — 2027-м (0,8% ВВП) при соответствующем увеличении объема валютных активов фонда.