Введение властями Европейского союза запрета на ввоз угля из России однозначно приведет к падению его поставок в западном направлении. Собственно, экспорт уже снижается, чему способствует не только предстоящее вступление эмбарго в силу, но и постепенное повышение температуры воздуха – весна вступает в свои права.
В то же время я допускаю уменьшение перевозок угля на Дальний Восток в связи с запретом его закупок правительством Японии и возможным снижением ввоза в Китай. Однако нельзя сбрасывать со счетов и обратный вариант: Япония может не найти альтернативных поставщиков, способных предоставить ей нужные объемы, тогда как в КНР могут воспользоваться благоприятной конъюнктурой и расширить импорт угля из России, потребовав скидок по его цене.
Точно так же и в Европейском союзе могут сдвинуть срок запуска эмбарго на ноябрь или декабрь 2022-го либо вообще на следующий год. Надеяться на всесилие зеленой энергетики не имеет смысла, это показали две минувшие зимы. А Казахстан, ЮАР, Австралия и иные экспортеры могут и не суметь быстро нарастить добычу и поставки.
На мой взгляд, можно выделить две серьезные проблемы. Во-первых, есть объективные трудности с вывозом угля по Восточном полигону РЖД, который работает если не на пределе возможностей, то близко к нему, тогда как пропускная способность пограничных переходов с Китаем ограниченна.
Во-вторых, транспортировка угля из России осуществляется на морских судах под иностранными флагами. Заменить их кораблями, плавающими под флагом нашей страны, вряд ли получится. Суммарный дедвейт российских сухогрузов – всего 6 млн т. Значит, в случае отказа международных логистических операторов везти российский уголь возможны заторы в портах и падение добычи угольных компаний.
Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт, РЖД-Партнер
Источник: eenergy.media