Атаки украинских беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы в России могут привести к нарушению баланса на мировом рынке нефтепродуктов, так как он зависит в том числе от российского дизеля, нефти и авиакеросина — с такими заявлениями выступали западные политики. США даже призвали Украину прекратить атаки на нефтяные заводы России, опасаясь роста цен на топливо в год президентских выборов в Америке.Любой НПЗ — крайне удобная мишень для подобных воздушных атак, поскольку взрыв даже возле установок или емкостей приводит к повреждениям, утечкам, взрывам и пожарам, говорит член Общественного совета министерства энергетики , поясняя атаки Украины по российским НПЗ.После фейковых новостей западных масс-медиа о якобы дефиците ГСМ в России казахстанцы стали переживать, не коснется ли и их страну топливный кризис. Ситуация с топливом в Казахстане действительно вызывает опасения. По данным Минэнерго Казахстана, потребление ГСМ в стране растет опережающими производство темпами. В 2023 году потребление бензина выросло на 4%, а дизтоплива – на 3%.Рост потребления ГСМ в Казахстане в 2023 годуРост потребления ГСМ в Казахстане в 2023 годуКазахстан потребляет дизтоплива, авиатоплива и битума больше, чем производит, а произведенного бензина хватает почти впритык. И это при том, что с 2017 года объем производства бензина в Казахстане вырос на 76%, а дизтоплива — на 30%, отмечает Минэнерго.Казахстан не покрывает внутреннее потребление и существенно зависит от России, подчеркивает политолог .»Казахстану давно пора заняться вопросом топливного запаса. Есть системные вопросы, также разница в цене. Сейчас, например, Минэнерго Казахстана пытается ввести тарифы для местных и иностранных потребителей ГСМ. Мера может быть и экономический правильная, но на практике плохо реализуемая. Она может привести к возникновению «серого рынка», — разъяснил политолог.Ранее разные цены на ГСМ в регионах уже привели к тому, что на дорогах начали появляться частные АЗС, отметил Ашимбаев.
Ждать ли Казахстану дефицита и роста цен на ГСМ?
, считает Олжас Байдильдинов.»Казахстан импортирует из России бензин, дизельное топливо, авиакеросин, гудрон и битум. Поэтому в Казахстане может продолжиться рост цен на 5-7% именно импортного топлива в пределах инфляции. Также фактор валютных колебаний может повлиять, но дефицит маловероятен», — говорит эксперт.Ситуация с импортом из России стабильная, чего не скажешь об ошибочном представлении казахстанских СМИ о российской нефтепереработке, отмечает Байдильдинов,»Порядка 275 млн тонн нефти было переработано Россией в 2023 году. У них профицит мощностей. В Казахстане все НПЗ работают на пределе своих возможностей, остановка одного НПЗ уже влечет за собой дефицит. В России, наоборот, профицит. НПЗ загружены примерно на 84%. Даже при остановке некоторых мощностей он будет компенсироваться ростом переработки на других НПЗ», — пояснил эксперт в интервью Sputnik Казахстан.Слова Байдильдинова подтверждает почетный энергетик Казахстана и заслуженный энергетик СНГ .»Ущерб был нанесен нескольким российским НПЗ, по разным оценкам — 10-15% производительности потеряно. Это существенно, но «, — говорит энергетик.
Фейки западных СМИ: Россия просит Казахстан зарезервировать для нее бензин
«Это очередная попытка западных СМИ дестабилизировать политическую повестку и испортить отношения России и Казахстана, потому что после новостей об ударах ВСУ по российским НПЗ следом была тема якобы дефицита ГСМ в России», — уверен политолог Данияр Ашимбаев. Скрин Заголовки западных СМИЗаголовки западных СМИ Скрин Профильные ведомства двух стран достаточно оперативно отрабатывают такого рода беспочвенные новости, отмечает политолог.Минэнерго России заявило: в 2024 году Казахстан может импортировать из России до 285 тысяч тонн бензина. Российский внутренний рынок полностью обеспечен необходимыми объемами производства автомобильного бензина, а контракты на поставку моторных топлив в дружественные страны выполняются полностью.У России заводов много, есть дублирующие мощности, подчеркивает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ .»Военка, сельское хозяйство и основной коммерческий транспорт работают на дизеле, которого достаточно», — отмечает Митрахович.
Сокращение атак Украины на российские НПЗ: дефицит возможностей или влияние США?
Россия банально смогла усилить противовоздушную оборону, считает Станислав Митрахович.»У Украины просто нет возможности преодолевать российское ПВО. Тем более Россия усиливает ПВО и далее будет это делать, будучи мировым лидером систем противовоздушной обороны. То, что США призвали Украину прекратить атаки, тоже могло сыграть роль. Но, думаю, это не главное. Потому что основная позиция американцев — снять с себя ответственность», — говорит Митрахович.Петр Своик, напротив, считает, что ВСУ не будут расширять свои атаки именно по просьбе Вашингтона.»США прямым текстом потребовали от Зеленского прекратить атаки, так как американцы все-таки могут распоряжаться Украиной. Хотя официальной причиной было то, что атаки на НПЗ могут привести к перебоям на мировом рынке нефти. Но это не совсем верная формулировка, так как ущерб наносился не нефтепроводам, а перерабатываемой нефти, то есть по линии ГСМ. Потому что, при толковании официальной версии, Россия должна была те объемы, которые не используются в переработке, сбрасывать на мировой рынок», — говорит Своик.
Будет ли ВСУ наносить удары по Новороссийску?
Украина будет воздерживаться от атаки на Новороссийск, считает Станислав Митрахович.Это связано в том числе и с экспортом казахстанской нефти, отмечает он.»Казахстанская нефть экспортируется в разные страны мира. Есть несколько направлений, среди которых большая часть идет через КТК (Каспийский Трубопроводный Консорциум). Поэтому есть созависимость Казахстана и России, так же как и потребителей этой самой нефти», — говорит эксперт.
Куда экспортируется казахстанская нефть через КТК?
Новороссийск является конечным маршрутом нефтепровода КТК, по которому казахстанская нефть поступает на терминал — оттуда она уже поставляется в Европу.»Казахстанская нефть, которая добывается американскими компаниями, идет через территорию России в конечную точку трубопровода КТК в Новороссийск, которая, в свою очередь, является главной базой Черноморского флота России. Далее нефть поступает на принадлежащий Казахстану НПЗ в Румынии (Rompetrol – Sputnik), оттуда бензин и топливо идут в Европу», — пояснил Ашимбаев.В прошлом году, когда украинские беспилотники совершили атаку на Черноморский флот, напомнил Ашимбаев, Казахстан со своей стороны выступил с резким предупреждением о том, что повреждения систем КТК могут привести к угрозе энергетической безопасности Евросоюза.»Таким образом дав понять Украине, что повреждение нефтепровода ослабит их собственные топливные возможности», — пояснил он.
Насколько важен Каспийский трубопроводный консорциум для Казахстана?
Казахстан не может оперативно перекинуть нефть с КТК на другие маршруты, в том числе на Транскаспийские, говорит Ашимбаев.Например, есть направление Актау — Баку и далее нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейран (БТД), продолжил политолог.»Во-первых, Казахстан только собирается наращивать объемы. Во-вторых, тариф по нефтепроводу БТД дороже, чем по КТК», — пояснил Ашимбаев.Минэнерго Казахстана неоднократно отмечало, что в ближайшее время полноценной альтернативы КТК нет и не будет. Из общего объема экспорта казахстанской нефти в 70,5 млн тонн через КТК экспорт проходит 56,6 млн тонн или 80%.Альтернативные КТК маршруты тоже в большинстве своем пролегают по территории России. Они обеспечивают наилучшие показатели доходности для казахстанских нефтедобывающих компаний.По итогам 2023 года объемы транспортировки казахстанской нефти транзитом через территорию Российской Федерации составили 65,8 млн тонн — это 93% от общего казахстанского экспорта нефти.