Документ оказался неким сводом, состряпанным наспех и собранным из разных законов, многие нормы никак не затрагивают градостроительство, заявляют в бизнес-среде.
Проект Строительного кодекса не выдерживает никакой критики, он превратился в комбинацию существующих законов и ничего концептуально нового не принес. В данном документе свели разные действующие на сегодня нормы, а реформы в рамках этого закона не происходит. Такую характеристику дали представители бизнеса, НПО, ассоциаций, госорганов из сферы строительной отрасли на площадке партии «Ак жол», передает корреспондент inbusiness.kz.
Не уложились в короткие сроки
Как известно, проект Строительного кодекса был недавно презентован в мажилисе, где депутаты и представители бизнеса высказали достаточно нелицеприятную критику в отношении данного документа.
«Мы считаем, что документ нуждается в существенной доработке. У нас нет задачи его критиковать, а сделать так, чтобы документ был работающим и реально оказал позитивное влияние на строительную отрасль, которая выступает одним из драйверов нашей экономики, а также одним из факторов улучшения качества жизни населения. Он имеет не только экономическое, но и социальное значение», – отметил депутат Азат Перуашев.
Напомним, что 1 сентября 2022 года президент в послании озвучил поручение правительству принять концептуально новый документ – Градостроительный кодекс. 29 августа 2023 года министерство промышленности и строительства для проведения публичных обсуждений разместило на портале «Открытые НПА» проект Строительного кодекса. 25 декабря кодекс был презентован в правительстве. Время, затраченное на разработку кодекса, составило 1,3 года. Отметим, что в зарубежных странах срок составления кодификации кодексов дается на годы вперед.
«За такой короткий срок невозможно сделать качественный и хороший документ в области строительства. Это будет чревато негативными последствиями. Проект кодекса составлялся в рамках консультаций с экспертным сообществом без привлечения специальных рабочих групп, которые могут ориентироваться не только в проблемах строительной отрасли, но и могут перспективно строить стратегию на будущее. К сожалению, аналитическая работа, проделанная нашим сообществом и комитетом при Национальной палате и другими ассоциациями, ограничивалась лишь рамками предоставленного проекта без права внесения глобальных изменений. Мы надеемся, что проект будет направлен на доработку либо отработан нами всеми», – отметила Ирина Манжанова, председатель комитета строительства и ЖКХ президиума НПП «Атамекен».
Она озвучила несколько моментов недоработки документа. Например, отсутствуют необходимые нормы, регулирующие деятельность платных экспертов, отсутствуют нововведения в сферах лицензирования компаний и сертификации инженеров, технических работников. Требуется пересмотреть нормы, которые направлены на регулирование понятий «управление проектами», необходимо пересмотреть перечень проектов строительства, не требующих разработку проектно-сметной документации. Отсутствуют нормы деятельности, требований для эксплуатации отдельно стоящей коммерческой недвижимости, а также недостаточно мероприятий, направленных на развитие цифровизации.
Вопреки поручению президента
В Союзе архитекторов считают, что кодекс назвали Строительным вопреки поручению президента. В соответствии с законом о правовых актах должна быть отражена цель документа. Здесь же цель немного искажена. Вместо создания благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека указаны взаимоотношения субъектов в строительной сфере. Более того, непонятно, с чьей подачи документ вместо Градостроительного в середине разработки стал именоваться Строительным. А потом и вовсе "понеслось". Включили туда нормы закона о долевом строительстве, хотя отдельный закон уже есть, об индивидуальном жилищном строительстве, о саморегулировании. А то, что должно именно быть включено в Градостроительный кодекс – проблемы в сфере лицензирования, аттестации, нет.
Как утверждает Серик Рустамбеков, вице-президент Союза архитекторов РК, в советское время в Казахстане существовало не более 200 проектных организаций, включая филиалы, и при этом каждое министерство имело свой ведомственный специализированный институт. Сейчас в стране 15 тыс. только проектных фирм, которые имеют лицензию, из которых 2 тыс. фирм первой категории – то есть им позволено проектировать объекты любой сложности. По его мнению, это говорит о том, что сфера целиком коррумпирована. Аттестат и лицензию можно купить в свободном доступе. Все это ведет к ухудшению качества проекта, и, соответственно, плохой проект – плохая стройка. В конечном итоге получается социальный взрыв.
Кроме того, озвучено, что государство ведет политику передачи части госфункций в конкурентную среду. Госэкспертиза превратилась в монополиста и на деле является коммерческой организацией, главная цель которой – зарабатывать деньги, и заинтересована, чтобы проект стоил дороже.
Чему посвящена четверть документа?
В Союзе строителей отметили, что разделу «включение норм, регулирующих долевое участие» посвящены аж 43 статьи (1/4 часть кодекса), и считают нецелесообразным их включение с переносом с одного закона в другой.
А вот цифровизации в кодексе, напротив, посвятили всего две статьи. При этом в проекте кодекса идет острая нехватка законодательного и нормативного обеспечения для прояснения правил игры для участников правоотношений – для граждан, юрлиц и госорганов. Их права, обязанности не прописаны в кодексе. И хотя уполномоченные органы обещают все отразить в Цифровом кодексе, однако, отмечают эксперты, неизвестно, когда будет разработан последний. Притом что сама цифровизация в сфере строительной отрасти уже должна заработать через год, а норм, регулирующих данную сферу, у нас нет. В перспективе без соответствующих норм в законодательстве будут вытекать незаконные решения суда.
Более того, отмечено, что на данный проект были направлены бюджетные средства в размере 382 млн тенге и в результате, как уже стало понятно, деньги были израсходованы неэффективно.
Что предлагают эксперты?
В управлении строительства Астаны предлагают внести в кодекс понятие «хранение строительных материалов», что даст возможность заранее закупить определенное оборудование, а подрядчику к этому времени проводить все работы. Для снижения некоторых рисков предлагают также ввести страхование строительно-монтажных работ до и во время эксплуатации. Это позволит внедрить ответственность за качество строительства, позже за определенные участки будет с кого спросить в случае какого-либо обрушения и так далее.
Также предлагают в законодательном порядке максимально ужесточить ответственность технического и авторского надзора, так как сегодня на практике технадзор может одновременно осуществляться в нескольких регионах, а не в одном. В итоге это отражается на качестве строительства объектов.
В НПП "Атамекен" рассказали, что широкого обсуждения проекта кодекса с бизнесом и экспертами проведено не было, все обсуждения были проведены на уровне презентации общих подходов к разработке проекта кодекса. Кроме того, разработчиком не соблюдены процедуры согласования проекта кодекса с НПП «Атамекен», поскольку после получения экспертного заключения Нацпалаты редакция проекта кодекса была дважды существенно измена, но не вносилась в В НПП "Атамекен" для повторной экспертизы, как того требует Закон «О правовых актах». То есть в мажилис зашла совсем другая редакция, не та, которую видел бизнес. При этом большая часть замечаний к рассмотренной бизнесом редакции не была учтена уполномоченным органом. Палата предпринимателей уже направила письмо в минпромстрой об отзыве данного проекта, так как не увидела нормы, затрагивающие интересы бизнеса.
Между тем, согласно данным министерства нацэкономики, более 2,5 млн человек нуждается в жилье. 39% сегодня проживает в сельской местности. Но из-за того, что нормальной жизни на селе нет, идет сильный приток в города. В ближайшие семь-восемь лет 20% сельчан придут в крупные города и в столицу. Соответственно, потребность в жилье возрастает.
«Отбасы банк декларирует, что в поддержку нуждающимся выделит 150 млрд тенге. Это 625 человек в месяц и 7,5 тыс. в год, в то время как мы имеем около 2,5 млн человек без жилья, без учета влияния урбанизации. Например, население Астаны растет на 115-120 тыс. человек ежегодно, из них 40-45 тыс. – новорожденные, остальные 65-70 тыс. – приезжие, и к 2033 году мы получим 2,5 млн человек только в столице. Поэтому 50 тыс. новых квартир в течение семи лет, которые обещает Отбасы банк, совсем ничего, это не то, что капля в море, это ноль», – подчеркнул Талгат Ергалиев, председатель Союза строителей Казахстана.
Он привел в пример Россию, где в малых городах до 30 тыс. нуждающихся в жилье человек имеют 3%-ные ипотеки, в больших городах более 30 тыс. человек – 7%-ные ипотеки, семейная ипотека предоставляется под 5%, для жителей Дальнего Востока – под 2%. Соседи так регулируют, чтобы не было оттока населения из регионов в центр, тем самым они процент ипотеки уменьшают и останавливают урбанизацию.
«Мы с этим предложением выходили и в министерство, и в правительство. Давайте такую градацию проведем, чтобы переток населения в областные центры и в столицу прекратился. Завтра это выльется социальным недовольством. Мы предлагаем субсидирование ипотеки. На сегодня в банках второго уровня у нас накопилось более 33 трлн тенге. Например, выделенные на ипотеку 100 млрд тенге под 8% нуждающимся вернутся в течение года в виде 120 млрд тенге. Государство, наоборот, на этом заработает», – поделился мнением глава Союза строителей РК.
Также он прояснил проблемную ситуацию с местным производством стройматериалов. Как известно, программа «Даму» поддерживает предпринимателей, чтобы они занялись местным товаропроизводством. Но, когда те идут в банки второго уровня, там им предъявляют перечень документов и критериев, которые не может выполнить средний бизнес. Только крупные компании могут себе это позволить, потому что там стоит вопрос залога.
«Ни одни проект не может стоить меньше 2-3 млрд тенге, а у среднего бизнеса нет такого залога, и он автоматически вылетает из этой программы. Туда попадают лишь крупные компании. Получается, мы снова поддерживаем не средний бизнес, а крупные предприятия и тем самым образовываем монополию, но и то она не работает. 60% стройматериалов мы завозим из-за границы. Поэтому от этого сильно зависит стоимость нашего строительства», – заключил Талгат Ергалиев.
Изображение Annette с сайта Pixabay