Объемы грузоперевозок по маршруту Транскаспийского коридора (ТМТМ) в 2023 году выросли на 64% и достигли 2,8 млн тонн, но это всё ещё очень незначительная доля в общем объеме грузоперевозок, сообщает Ассоциация национальных инвесторов Республики Казахстан.Если быть точнее, то доля грузов, перевозимых через ТМТМ в Казахстане, даже после роста поставок на 64% по этому коридору, составляет .Мощность ТМТМ можно увеличить ещё в два раза — транспортная инфраструктура позволяет перевозить 6 млн тонн грузов. Правительство Казахстана планирует к 2025 году увеличить мощность до 10 млн тонн. Однако, по оценкам Всемирного банка, грузоперевозки по ТМТМ могут быть увеличены до 11 млн тонн к 2030 году только в случае повышения операционной эффективности маршрута и снятия барьеров. По данным же ЕБРР, потенциал коридора к 2040 г. может быть увеличен до 26 млн тонн, но для этого потребуются инвестиции стран Центральной Азии в инфраструктуру вокруг маршрута в объеме 18,5 млрд евро.Для повышения потенциала ТМТМ, кроме повышения операционного управления с применением цифровых решений, стратегически важно привлечь частные инвестиции и устранить «узкие места», которые, по оценкам Минтранспорта Казахстана, позволят в 5 раз нарастить перевозки по ТМТМ. В целом Транскаспийский международный транспортный маршрут принято рассматривать больше в контексте торговли Китая с ЕС, но, по экспертным оценкам, также существует потенциал маршрута в восточном направлении.