В ходе видеомоста Астана-Москва-Бишкек-Ташкент, который прошел на площадке мультимедийного пресс-центра Sputnik Казахстан, директор российского агентства этнонациональных стратегий поделился мнением о том, кому будет выгоден союз пяти центральноазиатских государств.»Никому не нужен сильный регион. 75-80 млн человек – это серьезный рынок и серьезная сила в мировой политике и никому не нужно, чтобы они объединились. Если кто и заинтересован в таком объединении, то это ближайшие соседи – Россия и Китай», — считает спикер.Он приветствует такое объединение, потому что в современном мире не получится выжить маленьким государствам. Потому что вызовы, которые бросают внешние силы – они настолько сильные, что маленькие государства справиться с ними не смогут.
Что мешает интеграции стран ЦА
Здесь он перечислил основные вызовы, которые сегодня мешают дальнейшему процессу углубления интеграции стран региона.В первую очередь, это слабый экономический суверенитет государств, когда экономика на 70-80% принадлежит иностранным компаниям.Во-вторых, это катастрофическая нехватка квалифицированных специалистов. Он согласен, что подобная проблема существует и в России.»Потому что 30 лет мы уделяли внимание образованию юристов и экономистов, и совсем забыли про энергетиков, инженеров и строителей. Что и привело к проблемам в топливно-энергетической отрасли. Тоже самое можно говорить и про медицину и другие сферы», — говорит Кобринский.Ну и главный вызов, по его мнению, это деструктивное воздействие Евросоюза и англосаксов.Он считает, что внешние силы, которые не граничат со странами Центральной Азии, могут очень серьезно повлиять на вектор развития в регионе.
Многовекторная политика изжила себя?
При этом он раскритиковал многовекторную политику, которую проводят страны региона.По его словам, Есть страны, которые выступают за обновление и выстраивание принципиально новых отношений без доминирующих сил. И есть другие страны, которые хотят сохранения существующего положения вещей, которое он назвал «англосаксонским игом». Именно многовекторность стран, по его словам, которые хотят угодить всем подряд и создает геополитическую турбулентность.Спикер из Бишкека, специалист по международным отношениям в свою очередь парировал мнение о многовекторности.»Не правильно понимается понятие многовекторности. Я исхожу из понятия «география определяет политику», согласно которой Центральная Азия зажата внутри Евразии и у нее может быть только три вектора развития – Россия, Китай и Иран, но в далекой перспективе. Все остальное – это многосторонняя дипломатия», — отмечает он.По его словам, это доказывает и китайский проект «Пояс и путь» и сотрудничество стран в рамках ЕАЭС. Потому что все транспортные, энергетические и продовольственные вопросы контролируются двумя крупными игроками – это Китай и Россия.Особый упор на Евросоюз или США, по его словам, страны региона делать не могут, потому что те не смогут обеспечить Центральной Азии энергетическую, продовольственную и другую безопасность.
Центральная Азия должна стать пространством устойчивого развития
По мнению же руководителя центра изучения общественных процессов Казахстанского института общественного развития , сейчас Центральная Азия не пытается стать точкой противостояния между Западом и условно Россией. Она должна стать неким балансирующим валом.»Главная цель для Центральной Азии — это создание пространства устойчивого развития», — считает спикер.По его словам, время показало, что страны нуждаются в эффективном, гибком и конструктивном подходе к сотрудничеству.»Идея тесного сотрудничества стран Центральной Азии не нова. Процессы регионального сближения приобрели более устойчивый характер и это абсолютно объективный процесс. Нет геополитической подоплеки, но растущая сплоченность стран региона приводит к переосмыслению роли Центральной Азии, особенно в евразийских делах», — добавляет Тасым.
Казахстан станет объединяющим центром ЦА
В этом интеграционном союзе Казахстан станет объединяющим центром, считает заведующий центром глобальных исследований и международных отношений института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ»Здесь Казахстан выступает в качестве лидера и не просто с добрыми словами, но с целой стратегией региональной кооперации Центральной Азии до 2040 года. Это серьезная заявка на то, что Казахстан станет объединяющим центром не только в идеологическим плане, но и в научно-практическом. В стратегии обозначены сотрудничестве в сфере развития транспорта, торговых путей, реализации энергетических и культурных проектов, в сфере безопасности», — отмечает он.Президент международного центра геополитического прогнозирования «Восток-Запад» также считает, что будущее региона — за интеграцией. Только так, по ее мнению, страны смогут противостоять натиску крупных политических игроков, которые активизировались в регионе.»При этом, странам необходимо решить внутренние проблемы по обеспечению водной и энергетической безопасности, без которой невозможно синергии. И здесь важна роль Казахстана, который может выступать в роли средней державы и имеет право голоса в урегулировании международных противоречий», — заявляет она.Не решив эти противоречия, по ее мнению, англосаксы, которые зачастили в Центральноазиатский регион за ресурсами, могут использовать их, чтобы посеять раздор между нашими странами. считает она.В подтверждение этих слов были приведены интересные цифры. Позитивным примером сотрудничества стран региона назвали подписание соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном о строительстве Камбаратинской ГЭС-1.»Если отношения будут идти в таком ключе, то думаю можно будет говорить о формировании в Центральной Азии нового исторического этапа взаимного развития, сотрудничества и совместного процветания», — считает Усубалиев.
Необходима гарантия, что к малым странам будут прислушиваться
Кыргызстан, по его мнению, надеется и полагает, что этот договор будет гарантировать малым странам, таким как Кыргызстан, что к их мнению будут прислушиваться и будет учитываться при решении наиболее важных региональных вопросов.В ходе встречи, участники также обратили внимание на необходимость развития взаимодействия с Афганистаном, как в вопросах развития транспортно-логистического сотрудничества, так и обеспечения водной безопасности.