Город Алматы, Казахстан, находится на пути преобразований в направлении модернизации своей инфраструктуры городского освещения. Это событие отражает более широкую тенденцию в городском развитии, когда города по всему миру внедряют интеллектуальные системы освещения для повышения энергоэффективности, снижения затрат и повышения общественной безопасности и комфорта.
В октябре 2014 года муниципальное предприятие «Алматы Қала Жарық», возглавляемое Юрием Мачковским, приняло важное решение использовать контроллеры для городской системы освещения. Поставщиком для этого проекта выступило «IT-PARTNERS» во главе с Максимом Мачковским. По всему Алматы было установлено около 1100 шкафов управления освещением, что ознаменовало начало новой эры в управлении освещением города.
Для управления наружным освещением использовались специализированные контроллеры, отвечающие специфическим потребностям городской среды. Переход на современную автоматизированную систему был направлен на сокращение бюджетных расходов и минимизацию человеческих ошибок, что стало значительным шагом вперед в стремлении города к эффективности и надежности.
Весной 2018 года алматинская компания «Алматы Қала Жарық» публично признала уязвимости современной системы, когда их сотрудничество с «Казахстан Электро» было прекращено. Автоматизированная система управления освещением была полностью отключена, пароли доступа были удалены, а ключи от кабинетов не были возвращены. Этот инцидент высветил потенциальные риски, связанные с интеллектуальными системами, и важность надежных мер безопасности.
Затем ответственность за поддержание городского освещения была передана «Электроремонту», компании с 20-летним опытом работы в этой области. Располагая пятью базами по всему городу, 50 единицами оборудования и штатом из 200 специализированных сотрудников, компания была готова к долгосрочному сотрудничеству и намерена инвестировать в улучшение инфраструктуры наружного освещения Алматы.
Однако к 2023 году «Электроремонт», не смог выполнить свои контрактные обязательства. С 2019 по 2023 год было поручено заменить 44 000 световых точек, но удалось модернизировать только 13 500, выполнив лишь 35% работ. Этот дефицит привел к серьезным проблемам с уличным освещением в Алматы.
Пример с интеллектуальной системой освещения Алматы служит ценным уроком для городов по всему миру. Это подчеркивает необходимость тщательного планирования, надежных партнерских отношений и чрезвычайных мер для решения проблем, которые могут возникнуть при внедрении таких передовых технологий.
Поскольку Алматы продолжает решать эти задачи, опыт города может послужить основой для будущих инициатив, направленных на создание более разумной и устойчивой городской среды. Запуск интеллектуальных систем освещения — это не просто модернизация освещения, это создание основы для комплексной инфраструктуры умного города, которая может адаптироваться к меняющимся потребностям его жителей и окружающей среды.
Дальнейший путь развития Алматы предполагает не только устранение недостатков прошлых проектов, но и использование потенциала IoT (Интернет вещей) и других инновационных технологий для улучшения системы освещения города. Поступая таким образом, Алматы может достичь своей цели – стать ведущим примером городских инноваций и устойчивого развития в Казахстане и за его пределами.
Автоматизация уличного освещения: проблемы и перспективы в Алматы
Автоматизация уличного освещения является ключевым элементом современной городской инфраструктуры, обеспечивающим безопасность, комфорт и энергоэффективность. В Алматы, крупнейшем городе Казахстана, вопросы управления наружным освещением стоят особенно остро. Несмотря на значительные инвестиции и попытки модернизации, система управления освещением сталкивается с рядом проблем, которые требуют немедленного решения.
Согласно данным из открытых источников, модули управления китайского производства, установленные на светильниках по всему городу, не функционируют должным образом. Отсутствие четкой информации о местоположении шкафов управления и неэффективность дистанционного контроля каждого светильника вызывают обоснованные опасения. Это приводит к тому, что обслуживающие бригады вынуждены реагировать на жалобы граждан без полной картины ситуации, что неизбежно ведет к задержкам, дополнительным затратам и неэффективности ремонтных работ.
Компания «Алматы Қала Жарық», ответственная за уличное освещение в городе, столкнулась с критикой за отсутствие улучшений в системе управления, несмотря на смену руководства и подрядчиков.
Предложения по модернизации системы, включая внедрение новых контроллеров и программного обеспечения, представленные местными специалистами, встречаются сухими отказами, что указывает на возможное игнорирование инновационных решений, которые могли бы упростить обслуживание и повысить эффективность городского освещения.
В 2023 году была предпринята попытка решить проблему путем проведения масштабной инвентаризации и технической паспортизации сетей наружного освещения, а также создания геоинформационной системы для учета территориально распределенных объектов. Этот шаг, судя по данным на сайте госзакупок, уже принес определенные результаты, однако полная картина эффективности этих мер остается неясной.
Предложенная местными экспертами система управления обещает ряд преимуществ, включая возможность дистанционного мониторинга каждой линии освещения, оперативное выявление аварийных случаев, измерение ключевых параметров работы сети, а также интеграцию с внешними сервисами и удобное ведение отчетности. Такие инновации могут значительно улучшить ситуацию, однако для этого требуется открытость к изменениям и готовность к сотрудничеству со стороны городских властей и управляющих компаний.
В итоге, проблемы автоматизации уличного освещения в Алматы требуют комплексного подхода и внедрения современных технологий. Только совместными усилиями государственных структур, коммунальных предприятий и местных специалистов можно достичь значительных улучшений в системе управления наружным освещением, что в конечном итоге приведет к повышению качества жизни граждан и энергоэффективности города.
В марте 2024 года ГКП на праве хозяйственного ведения городского акимата «Алматы Қала Жарық» объявило тендер № 11866174-1 на поставку «Шкафа управления наружным освещением». После объявления тендера от различных компаний поступили замечания и вопросы, касающиеся технических характеристик и соответствия оборудования установленным требованиям.
Одним из ключевых вопросов, поднятых компаниями, является использование компактного контроллера 12/12/12, который, согласно спецификации, полностью соответствует ранее установленным в шкафах контроллерам S7-1200. Однако, согласно информации, именно этот тип контроллера был ранее признан несоответствующим климатическим требованиям, что, как сообщается, привело к неустойчивой работе системы городского освещения. Это вызывает вопросы о целесообразности замены оборудования на аналогичное, если оно уже демонстрировало недостаточную надежность.
Другой аспект критики касается необходимости использования 6 цифровых выходов (DO), в то время как на практике используются только 2 релейных выхода. Аналогичные вопросы возникают и в отношении наличия 2 аналоговых входов, которые, как утверждается, не используются в шкафах управления наружным освещением (ШУНО).
Особое внимание заслуживает включение в спецификацию модуля управления светильником LoRaWan. Это решение кажется противоречивым, учитывая, что технология LoRaWan предполагает использование шлюзов LoRaWan для связи с контроллерами светильников, а не их размещение непосредственно в шкафах ШУНО. Кроме того, количество шлюзов, необходимых для города, должно составлять от 80 до 120 единиц, а не 800, как предполагается в текущем тендере. Также отмечается, что установленные в городе контроллеры светильников работают на протоколе LoRa, который не соответствует спецификации LoRaWan, что делает невозможным индивидуальное управление светильниками без их замены.
В заключение, стоит отметить, что промышленные логические контроллеры, которые предназначены для управления производственными процессами в системах управления освещением не оправдали ожиданий. Это подчеркивает важность тщательного анализа технологических решений перед их внедрением в инфраструктуру города, чтобы обеспечить надежность и эффективность городских служб.
Источник: eenergy.media