Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ

Частный казахстанский оператор «PTC Cargo» представил свое видение развития Транскаспийского транспортного маршрута

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ

Совершенствование механизмов взаимодействия между государственными и частными компаниями позволит ускорить решение инфраструктурных проблем Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), считает глава частного казахстанского оператора «PTC Cargo» Олжас Шилтерханов. 

Он сообщил, что на заседании рабочей группы и общего собрания Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», прошедшего 26 января в Анкаре, было принято два важных решения. Во-первых, главой международной ассоциации ТМТМ, объединяющей 25 крупнейших международных и региональных организаций в сфере транспорта и логистики из разных стран, на ближайшие три года переизбран председатель правления АО «НК «КТЖ» Нурлан Сауранбаев. Во-вторых, члены ассоциации обсудили дальнейшие шаги по активизации деятельности и перспективы расширения маршрутов, а также утвердили планы и тарифы на 2024 год. В частности, в качестве цели обозначен ориентир в 4 млн тонн грузов, которые планируется перевезти по маршруту в 2024 году. За 2023 год по маршруту ТМТМ, по данным КТЖ, перевезено более 2,7 млн тонн грузов, что на 86% больше по сравнению с 2022 годом.

Кроме того, в рамках заседания совета ассоциации ТМТМ в столице Турции прошел семинар на тему «ТМТМ: тренды, вызовы и перспективы» с участием представителей финансовых институтов (ЕБРР, Всемирный банк), глобальной мультимодальной цифровой платформы DTC Global, грузоотправителей Казахстана и Турции. 

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ

ТМТМ как точка роста

ТМТМ, или «Средний коридор» – это мультимодальный транспортный коридор, соединяющий Китай и Европу и привлекающий повышенное внимание после начала военного конфликта России и Украины. Он соединяет Китай и Казахстан посредством железнодорожного маршрута через Достык или Хоргос/Алтынколь, проходит через территорию Казахстана по железнодорожному пути до порта Актау, затем пролегает через Каспийское море до порта Баку/Алят, пересекает Азербайджан и Грузию по железнодорожному пути. После чего продолжается в Европу либо по железной дороге через Турцию, либо через Черное море.

«Выгодное географическое положение Казахстана относительно маршрута ТМТМ дает все предпосылки для активного инвестирования в развитие транспортного коридора в регионе», — считает глава частного казахстанского оператора PTC Cargo Олжас Шилтерханов. По его мнению, «настоящее геополитическое положение показывает нам острую необходимость развития всех альтернативных маршрутов транспортировки грузов всеми видами транспорта».

К таким же выводам пришли в своем исследовании «Средний торгово-транспортный коридор» и специалисты Всемирного банка.

«Сложившаяся ситуация повысила интерес к ТМТМ как к трансконтинентальному торговому маршруту, который позволил бы обеспечить экономическую устойчивость и мог бы служить резервным маршрутом, дающим возможность адаптации к нестабильной геополитической обстановке. При этом с торгово-экономической точки зрения ТМТМ в первую очередь позволяет диверсифицировать торговые маршруты и улучшить транспортную доступность для Азербайджана, Грузии и Казахстана», — говорится в исследовании. В частности, там отмечается, что в 2022 году объем контейнерных перевозок по СК вырос на 33% по сравнению с 2021 годом.

Аналитики ВБ отмечают, что «в сценарии, предусматривающем повышение операционной эффективности ТМТМ, ожидается, что к 2030 году объем перевозок по СК через Каспийское море по сравнению с 2021 годом увеличится в три раза и составит 11 млн тонн». По их данным, из общего объема перевозок по Каспийскому морю около 4 млн тонн будут обусловлены прогнозируемым спросом на контейнерные перевозки. Однако там же четко говорится: «В случае, если меры по совершенствованию работы СК не будут внедрены, то спрос на перевозки окажется на 35% ниже прогнозируемого увеличения».

«Как мы знаем, по маршруту существует возможность перевозить до 10 млн тонн грузов в год, в том числе до 200 тыс. контейнеров в направлении стран Европы. Это колоссальная цифра для транзита, учитывая существующую инфраструктуру на данном участке», — оценивает ситуацию глава PTC Cargo.

Он отмечает, что создание оператора ТМТМ, устранение узких мест, расширение портовой и железнодорожной инфраструктуры – все это положительно влияет на качество оказываемых услуг и сокращает сроки перевозки.

Но, по его убеждению, «совершенствование механизмов взаимодействия между государственными и частными компаниями позволит ускорить решение инфраструктурных проблем».

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ

Болевые точки ТМТМ и роль частного бизнеса

Проблему взаимодействия участников маршрута и развития инфраструктуры в качестве ключевой называют и эксперты ВБ. В уже упомянутом исследовании они подчеркивают: «В последующие 10 лет Средний коридор потребует значительных объемов инвестиций, которые во многом уже определены и согласованы странами (в ноябре 2022 года подписана Дорожная карта)». Вместе с тем, считают в ВБ, в краткосрочной перспективе можно добиться существенного повышения эффективности благодаря, помимо прочего, более качественной координации, логистике и внедрению цифровых технологий».

Олжас Шилтерханов полагает, что «реализация инфраструктурных проектов частным бизнесом помогает оптимизировать сроки и качественно повысить привлекательность маршрута и всего логистического процесса».

Важным условием повышения эффективности и пропускной способности ТМТМ в ВБ считают необходимость «совершенствовать инфраструктуру и оборудование на протяжении коридора, четко определив приоритеты». Хотя страны, по территории которых проходит коридор, приняли и реализуют «Дорожную карту», призванную увеличить его мощность. Вместе с тем авторы доклада полагают, что имеется ряд вопросов, требующих рассмотрения в приоритетном порядке, так как они несут особые риски. Речь идет о связности между железной дорогой и морскими портами, закупке определенных видов оборудования для повышения операционной эффективности, решении проблем, связанных с зависимостью работы портов от погодных условий.

«Мы уверены, что грузопоток по маршруту с каждым годом будет увеличиваться и расширение инфраструктуры будет иметь ключевую роль», — утверждает Олжас Шилтерханов и в качестве примера приводит опыт собственной компании.

Как сообщалось ранее, в 2023 году группой компаний РТС Holding начата реализация проекта по строительству терминала в городе Поти.

Строительство припортового терминала станет первым казахстанским инфраструктурным проектом, реализуемым в Поти, одном из крупнейших портов Грузии, который является опорной точкой на маршруте ТМТМ, что важно для казахстанских предприятий. А реализация данного проекта позволит формировать контейнерные поезда по маршруту, а также оказывать различные терминальные услуги по перетарке сухих грузов и хранению контейнеров.

«Выбор в качестве места города Поти обусловлен сложившейся в Грузии спецификой, согласно которой порт Батуми обслуживает в основном нефтеналивные и насыпные грузы, а Поти – контейнерные и автомобильные. В целях реализации данного проекта нами был проведен анализ аналогичных проектов, учтены пожелания клиентов по работе с терминалами – в комплексе мы получим современный терминал с инфраструктурой», — объясняет Олжас Шилтерханов.

По его данным, общий объем инвестиций составит более 20 млн долларов. Мощность терминала на 1-м этапе составит 80 000 ДФЭ, с возможностью увеличения до 250 000 ДФЭ в год. Срок окончания строительства намечен на август текущего года, но при этом компания уже активно использует порт Поти для перевозок контейнерных грузов из Европы в Центральную Азию.

Как считают в ВБ, меры по совершенствованию работы ТМТМ позволят значительно нарастить грузооборот в абсолютном выражении: ожидается, что количество контейнеров увеличится в 1,5 раза. Кроме того, это позволит диверсифицировать грузопотоки, отдавая предпочтение товарам с высокой добавленной стоимостью, таким как удобрения, объем которых, по прогнозам, вырастет почти в два раза. Положительный эффект будет наблюдаться также в отношении таких товаров, как изделия из металлов, готовые продукты питания, машины и химикаты. В сценарии, при котором будут реализованы все рекомендованные улучшения, товары с высокой стоимостью (особенно чувствительные к времени в пути), которые в настоящее время перевозятся по северному маршруту, частично перейдут на СК. Доля сырья сократится с 60% до 53%. Но для этого необходима «организация «бесшовного» функционирования на протяжении всего коридора». Для этого нужно, как отмечено в докладе ВБ, чтобы поставщики услуг в странах, по территории которых проходит этот коридор, «обозначили в качестве своих приоритетных задач обеспечение надежности и предсказуемости своей работы и оказываемых логистических услуг, предлагали прозрачные тарифы и создавали инфраструктуру для консолидации транспортных потоков, чтобы получить как можно большую экономию на масштабе».

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ

В группе компаний PTC Holding уже давно осознали эффективность таких решений и четко следуют им в собственной стратегии развития.  

«Хочу обратить внимание на  терминал Dostyk TransTerminal, который позволяет на одном и том же «перроне» переваливать контейнерные грузы с поезда, пришедшего с узкой колеи (1435 мм), на поезда, способные транспортировать грузы по широкой (1520 мм), а также в обратном направлении, который был введен в эксплуатацию в 2021 году», — рассказал Олжас Шилтерханов.

По его мнению, перегрузочный терминал на станции Достык и реализуемый проект по строительству терминала в Поти позволят казахстанским компаниям участвовать в формировании грузовых потоков.

По его данным, итоги 2023 года в целом показывают неплохую динамику увеличения объемов перевозки и нагрузку на ж/д инфраструктуру. Так, с терминала на ст. Достык — «Dostyk TransTerminal» за 2023 год перегружено168 494 TEU, это на 3,6% больше, чем в 2022 году. В оперировании компании PTC Cargo имеется 900 ед. собственных фитинговых платформ и универсальные, люковые и hard-top контейнеры, общее количество которых составляет 2100 единиц.

«Мы, как представители частного бизнеса, готовы продолжать работу и сотрудничество с государственными органами и компаниями для совершенствования логистических цепочек в регионе», — заверяет Олжас Шилтерханов.

Кроме того, в рамках организации перевозок по ТМТМ в настоящее время группа компаний РТС Holding представлена офисами в Астане, Шанхае,  Поти.

«В целях расширения географии присутствия компании работа по открытию новых международных представительств продолжается, и буквально в следующем месяце намечается открытие офиса в Стамбуле. Это позволит предоставлять оперативный качественный сервис непосредственно в регионе», — отмечает глава PTC Cargo.