Насколько Казахстан обеспечивает себя газом?

Насколько Казахстан обеспечивает себя газом?

Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов о ситуации на рынке

Насколько Казахстан обеспечивает себя газом?

О ситуации в газовой отрасли, поставках газа за пределы страны и как может измениться ситуация на рынке? Об этом рассказал директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов.

— Нурлан, по вашим оценкам, какая сейчас ситуация на рынке сжиженного газа, наблюдается ли дефицит? Если помните, в ноябре 2023 года в министерстве энергетики отмечали, что в Казахстане наблюдается дефицит сжиженного газа: 10-15 тыс. тонн в месяц. В прошлом году с поставками газа на внутренний рынок помог ТШО…

— Действительно, в 2023 году для обеспечения внутреннего рынка газом на помощь пришла Тенгизшевройл (ТШО). Если ранее ТШО поставляла на внутренний рынок 10 тыс. тонн сжиженного газа в месяц, то ей пришлось увеличить эти поставки до 20 тыс. тонн. Как вы знаете, ТШО является одной из двух крупнейших компаний, которая может экспортировать сжиженный газ – пропан, бутан. В год она производит 1,4 млн тонн газа. Его работа выстраивается на рыночных механизмах, он реализует свою продукцию по рыночным, не регулируемым государством ценам. ТШО выгоднее поставлять газ на внешний рынок, экспортная цена на сжиженный газ в 5 раз выше, чем в Казахстане.

Вероятность того, что в Казахстане снова возникнет дефицит сжиженного газа, высока. Одна из главных причин в том, что из-за низкой стоимости сжиженного газа для автомобилей в Казахстане ежегодно на 15% увеличивается количество водителей, которые переводят свои авто на газ. Поэтому Минэнерго заявляло о нарастающем дефиците сжиженного газа в стране.

— Как вы считаете, как долго ТШО будет готова поставлять сжиженный газ на внутренний рынок?

— Сложно обозначить конкретные сроки. Но не стоит забывать, что у ТШО есть договор с Атырауским заводом KPI, который занимается производством полипропилена. ТШО ежегодно планирует поставлять KPI 550 тыс. тонн пропана. Между тем этот полипропиленовый завод еще не вышел на производственную мощность, но когда это произойдет, ему дополнительно потребуется еще 800 тыс. тонн пропана.

— Насколько Казахстан обеспечивает себя сжиженным газом?

— У нас в стране максимальный годовой объем производства сжиженного нефтяного газа достигает 3 млн тонн. Из них 1 млн тонн ежегодно экспортируется. Объем экспорта будет ежегодно сокращаться в связи с открытием новых газохимических заводов: завод KPI будет наращивать мощность, строится завод по производству бутадиена. Это предприятие также имеет договоренность с ТШО по покупке 380 тыс. тонн бутана в год.

Из 2 млн тонн произведенного сжиженного газа 65% потребления приходится на автомобили на газовом топливе и только 35% — на частный сектор и промышленные предприятия.

— Насколько мне известно, сейчас в стране функционирует 11 производителей газа…

— Верно. По их информации, они реализуют на внутренний рынок газ по цене ниже себестоимости. Это дестимулирует открытие новых заводов (ГПЗ- Ред.), так как экспортная цена на газ значительно выше, чем на внутреннем рынке. Сейчас Казахстан находится на втором месте по самому дешевому автогазу. На первом месте – Алжир.

Пропан и бутан – это сырье для газохимического комплекса, из него производится пластик. Но так сложилось, что казахстанские автовладельцы перевели свои автомобили на пропан, бутан. В Узбекистане, Китае авто на газе используют компримированный природный газ.

Например, в Алматы мы также наблюдаем, как пассажирский, грузовой транспорт переводят с дизтоплива на компримированный природный газ. Это положительный тренд.

— Сколько стоит такой газ?

— Литр компримированного газа стоит 110 тенге.

— В прошлом году в Минэнерго заявляли о поэтапном повышении цен на сжиженный газ. Стоимость газа планировалось увеличивать каждые полгода в течение 3-4 лет… Насколько это оправданный шаг?

— Он оправдан. В прошлом году цены на бензин выросли на 11%, на дизтопливо – на 18%. Безусловно, бензин ежегодно будет только дорожать. А если цены на сжиженный газ для авто будут удерживаться на том же уровне как и сейчас, то все больше авто будут переводить на газ. А это, повторюсь, чревато дефицитом газа и огромными очередями возле автозаправочных газовых станций. Тем более есть периоды, когда ГПЗ временно приостанавливают свою деятельность во время капитального, планового ремонтов.

Если будет принято решение о повышении оптовых цен на газ, то, скорее всего, розничные цены на него не увеличатся пропорционально. Тем более нужно учитывать, что затраты на содержание ГПЗ только увеличиваются.