Все меньше людей покупают через сайты и все больше предпочитают мобильные приложения, считает Рамиль Мухоряпов
Совладелец Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов на конференции в Алматы Eurasian Digital Summit 2024 рассказал о трендах и будущем электронной коммерции. Обращаясь к членам бизнес-клуба IT CEO Club, спикер отметил, что объем рынка e-commerce в 2024 году достиг 8 трлн тенге, что составляет 20% от производства товаров и услуг. И в последние годы рынок e-commerce растет очень быстро: заходят новые игроки, экосистемы становятся все удобнее и закрывают потребности казахстанцев в товарах и услугах, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Однако, по словам Рамиля Мухоряпова, есть и практически занятые ниши. Например, «продажа билетов онлайн занята на 95%, и расти там уже некуда», а рынок продажи продуктов будет расти, как и доставка еды. Среди проблем и вызовов совладелец Chocofamily Holding обозначил рост стоимости привлечения клиентов на 60% за последние пять лет; логистические затраты, которые составляют до 20% от выручки; низкую маржинальность; зависимость от крупных платформ; низкую лояльность для тех, кто не построил бренд, и ожидание прибыли инвесторами.
Если рынок сложился, если на нем есть агрегаторы, если людям нравится покупать товары и услуги на определенном маркетплейсе, не надо игнорировать этот факт, считает Рамиль Мухоряпов. Он добавил, бизнесу постоянно приходится искать каналы привлечения клиентов: «Сегодня мы пытаемся искать все новые и новые каналы, некоторые из них перестали работать, например SEO или Performance Marketing».
Что касается ожиданий инвесторов, они могут быть завышенными, а могут быть вполне уместными. «Одно дело, когда у тебя 1% рынка в e-com, и все впереди, тогда ты можешь действительно не смотреть на прибыль. А когда в некоторых вертикалях у тебя уже 50% и осталось вырасти по большому счету в два раза, тогда уже точно надо задавать вопрос «где прибыль?» Если ты не видишь прибыль сейчас, почему через несколько лет она должна появиться? Это важный фактор – сколько осталось расти. Когда твой рост заканчивается, будет у тебя хватать масштаба, маржинальности, чтобы бизнес был прибыльным, причем не просто прибыльным, а хорошо прибыльным?» – считает совладелец Chocofamily Holding.
К трендам он отнес м-commerce, который достигает 60% в развитых странах; социальную коммерцию; персонализацию; использование AI для предсказания поведения пользователей и предоставления персонализированных предложений; подписочные модели; дарксторы и омникальность (объединение каналов — сайт, соцсети, мессенджеры и пр. в единую систему, через которую пользователю удобно взаимодействовать с брендом – прим. ред.), назвав при этом омникальность одним из мощных трендов. «Если пользователю удобно покупать (онлайн — Ред.), с учетом того, что, в принципе, такой же товар часто можно найти и так, то удобство решает. Не цена… Некоторые думают, что все дело в этом. Вообще не так. Удобство решает, скорость решает. Если вы ведете правильный канал, вы только за счет него можете быть более успешным, чем ваши коллеги», – считает Рамиль Мухоряпов.
М-commerce набирает обороты. Все меньше людей покупают через сайты и все больше предпочитают использовать мобильные приложения. Этичность и экологичность – тренд, который особенно важен для зумеров, и поколениям миллениалов и иксам необходимо это учитывать. А Instagram и TikTok перестают быть просто соцсетями и тоже становятся площадками для продаж, причем интерактивных. «Будущее в этой части еще не наступило, хотя в Китае уже отчасти наступило, и это тренд на 100%», – уверен спикер.
Будущее e-commerce, считает совладелец Chocofamily Holding, за интеграцией e-commerce с IoT для автоматизации заказов; автоматизацией логистики и складов; а также за развитием и внедрением AI, благодаря которому возможна персонализация для каждого, улучшение пользовательского опыта, автоматизация операций, управление запасами и прогнозирование спроса. Спикер обозначил и важность 3С-сstrategy (client, client, client), то есть глубокое понимание потребностей и создание уникальной ценности для клиентов; формирование бренда и доверия; взаимодействие с клиентами в нужных каналах и операционную эффективность. В качестве примера Рамиль Мухоряпов привел опыт Kaspi и их перманентный CustDev (тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях – Ред.): «Похвалим Kaspi. Они большие молодцы. У них постоянно CustDev. У них офис, как проходной двор, постоянно внешние люди приходят к ним. Они постоянно приглашают партнеров и клиентов к общению, поэтому и понимают, что людям надо».
Источник: kapital.kz