О помощи волонтеров в пострадавших от паводков регионах Казахстана рассказала исполнительный директор ОЮЛ «Национальная волонтерская сеть» Татьяна Миронюк в ходе пресс-конференциина площадке мультимедийного пресс-центра Sputnik Казахстан.
Какую помощь оказывали волонтеры
«Помощь разная — это и сбор гуманитарного груза, сортировка и доставка до пострадавших, и обеспечение доступной среды, чтобы можно было оказывать какую-то помощь уже в эвакуационных пунктах», — отметила она.Особо Миронюк отметила помощь животным. «Именно волонтеры забирали животных и на передержку и оказывали помощь с приютом животных», — рассказывает она.По словам Татьяны, было задействовано 51400 волонтеров со всех регионов страны.»Самое большое количество волонтеров – это 12 тысяч было привлечено в Атырауской области. В ЗКО – 8 тысяч и в Костанайской области – более 6 тысяч», — поделилась спикер.Она подчеркнула, что в основном это были не подготовленные люди, которые решили помочь пострадавшим от паводков соотечественникам. При этом не было зафиксировано среди них ни одного случая травмирования.»Да, были растяжения, небольшие ожоги, но здесь волонтер берет на себя риск и ответственность за то, что он участвует в ликвидацииЧС. К сожалению, страховочного компонента в Казахстане нет», — говорит Миронюк.По ее словам, соответствующую поправку уже инициировали в закон «О волонтерской деятельности».Здесь она перечислила и другие проблемы, которые обнажились во время борьбы с паводками.
Волонтеры, спасатели и власти остались без координации
«Первое, это проблема с коммуникацией между ДЧС, местным исполнительным органом и волонтерским компонентом. Нам над этим еще нужно работать. Алгоритм на самом деле разработан уже 2 года назад. К сожалению, пока он не подписан ни МЧС, ни министерством культуры и информации, которое на данный момент координирует волонтерскую деятельность», — говорит спикер.По ее словам, документ не подписан из-за частой смены руководства в министерствах.По с ловам Мирнюк, разработан также алгоритм взаимодействия со странами Центральной Азии, где прописаны действия на случай, если что-то случится с волонтером из Казахстана в этих странах и наоборот. Планируется, что документы будут подписаны до конца года.
Волонтеры сами нуждаются в помощи
Вторая проблема — в необходимости психологической помощи самим волонтерам, которые находились в стрессовой ситуации продолжительное время.Третья проблема, — это вопрос обеспечения волонтеров обмундированием.Еще одна проблема — в обилии информации, причем не всегда объективной и достоверной. «От этого зависело, какую помощь и в каком объеме нужно собрать, куда ее отправить и кто действительно нуждался в ней», — констатировала глава волонтерской сети.Вопросы с жильем и питанием волонтеров брали на себя организации, которые их агитировали. И это не обязательно был акимат.»Сейчас вся ответственность в волонтерских организациях падает на руководителя, и это большой стресс», — говорит руководитель фронт-офиса волонтеров Астаны Эльвира Есмуханова.По ее словам, казахстанцам необходимо проявлять инициативу, чтобы получить знания и навыки при ЧС, а также подготовить «тревожный чемоданчик».»Например, не все жители знают, где в городе есть эвакуационные пункты. Это узнать легко, вбив в карту 2ГИС «эвакуационный пункт», — поясняет она.Соответствующие знания можно получить в столичном ДЧС, в котором уже 3 года проводится обучение волонтеров.Лучше начинать прививать такие знания уже со школьной скамьи, — считает Есмуханова.
Появятся волонтеры-спасатели
В ходе встречи спикеры рассказали, что в Костанае планируется реализовать пилотный проект по подготовке мобильной группы волонтеров, которые будут готовы к оказанию спасательной помощи. Будет обучено 20 человек, которые смогут получить доступ как в «желтую», так и в «красную» зоны ЧС. Ожидается, что они получат статус спасателя. Страхование для этой группы планируется заложить за счет бюджетных средств. В дальнейшем опыт будет масштабирован на всю республику.