Казахстану открываются возможности заключения перспективных соглашений о зоне свободной торговли, заявили в Минторге
XIX Конгресс Евразийской торговли открылся 6 июня в Алматы. Традиционно форум собрал экспертов розничной индустрии, а также крупных торговых ретейлеров Центральной Азии и стран СНГ, желающих обсудить мировые тенденции и перспективы развития ритейла, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Специальный гость конвента WORLD OF TRADE 2024 Айжан Бижанова, первый вице-министр торговли и интеграции РК, обратилась с приветственной речью к участникам и рассказала о деятельности Министерства торговли и интеграции РК.
Вице-министр напомнила, что 5 июня завершился Второй центральноазиатский форум по торговой политике, организованный секретариатом Всемирной торговой организации (ВТО) при поддержке Азиатского банка развития (АБР), Центра международной торговли (ЦМТ) и Правительства Казахстана, который был посвящен интеграции экономики ЦА в глобальную торговую систему.
Форум посетила генеральный директор Всемирной торговой организации Нгози Оконджа Ивеала, с которой у спикера состоялся продуктивный диалог о перспективах развития центральноазиатского региона.
«Мы привели цифры, касательно того, что последние 20 лет ежегодный объем ВВП данного региона дает рост в 6,2%, это очень хороший показатель. Мы обсудили, какие есть возможности этого региона в экономическом, социальном культурном, инновационном, промышленном направлении. И госпожа Нгози как раз озвучила, что именно Центральный регион и экономика этих стран должна стать новым драйвером в развитии мировой экономики. Кроме того, это регион, имеющий более 70 млн потребителей. Эту информацию я дала для того, чтобы вы четко понимали, что сейчас именно наш регион находится в самом эпицентре интереса коллег из Европы, США и других стран», – уточнила Айжан Бижанова.
«Учитывая, что я выступаю перед вами как представитель Министерства торговли и интеграции я не могу не рассказать о той работе, которую мы проводим, – продолжила доклад вице-министр, – наша работа традиционно движется в трех направлениях: внутренняя торговля, торгово-экономическая интеграция и поддержка экспорта. На внутреннем рынке мы активно работаем над созданием благоприятных условий для бизнеса. Важным направлением является, естественно, поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства. Сегодня по экономическому вкладу ВВП торговой отрасли нашей страны занимает второе место, где задействовано порядка 36% субъектов бизнеса. По итогам 23-го года объем инвестиций в торговлю вырос на 23,6% и составил 853 млрд тенге. К 27-му году мы планируем привлечь 1,6 трлн тенге инвестиций, и в этом направлении государством проводится достаточно серьезная работа», — сказала вице-министр.
По ее словам, в целях создания комфортных условий для бизнеса ведется работа по увеличению доли современных форматов торговли. Сегодня она не велика и составляет всего 33%.
«Мы нацелены на доведение этой доли до 70% к 2029 году, в том числе через инструменты государственной поддержки. И нам впервые удалось законодательно закрепить эту компетенцию за Министерством, <…> сейчас мы разработали соответствующие правила, которые предусматривают субсидирование процентной ставки для строительства, реконструкции и пополнения оборотных средств торговых объектов. При этом для получателей поддержки будут выставляться встречные обязательства. Мы сейчас находимся в тесном контакте с банковским сектором и с институтами развития на предмет формирования этих проектов, которые будут уже профинансированы в текущем году», — отметила Айжан Бижанова.
Также в Минторговли ожидают, что ставка кредитов для конечного заемщика составит 8,7%, и в случае, если у субъектов внутренней торговли будет отсутствовать залоговое обеспечение, они смогут воспользоваться инструментом корректирования кредита до 50% для действующих субъектов и до 85% для начинающих.
Спикер напомнила об еще одном направлении, связанном с электронной торговлей, объем которой составил 2,4 трлн тенге, а также о том, что принимаются меры по увеличению торгово-логистической инфраструктуры, курьерских служб, внедрению безбумажной торговли, повышению цифровой грамотности населения и т.д.
«Что касается внешнего контура и интеграции, то внешняя торговля за 2023 год обеспечила рост на 3,2% и достигла 140 млрд долларов. Экспорт несырьевых товаров и услуг вырос на 2,3%, при этом номенклатура несырьевого экспорта за прошлый год увеличена на 278 позиций, и на сегодняшний день она достигает линейки порядка 6 000 наименований. Также мы расширили географию экспорта до 135 стран. Казахстан активно работает над устранением торговых барьеров через торговую дипломатию и международные переговоры. В прошлом году нам удалось снять 10 барьеров с государствами-членами ЕС, также у нас ведется активная работа по устранению еще трех барьеров, которые в совокупности оцениваются порядка 150 млн потенциального экспорта в год», – подвела итоги 2023 года вице-министр.
Также она отметила, что в силу привлекательности рынка ЕС для Казахстана открываются перспективы заключения соглашений о зоне свободной торговли с третьими странами. На сегодняшний день режим свободной торговли осуществляется с Сербией, Вьетнамом, Ираном, подписано аналогичное соглашение с Сингапуром, и ведутся переговоры о создании свободной торговли с Египтом, Индонезией, Монголией, ОАЭ.
Кроме того, Министерство торговли и интеграции продолжает оказывать поддержку местным экспортерам через операторов развития и продвижения экспорта. По опыту передовых стран экспортеры казахстанских товаров и услуг через экспертно-кредитное агентство могут получить полный спектр страховых, финансовых услуг. На базе подведомственной организации министерства KazTrade работает программа экспортной акселерации, предоставляется сервисная поддержка, включающая в себя более 20 инструментов финансовых, также возмещается часть затрат экспортеров и покрываются их расходы на участие в торгово-экономических миссиях.
Перспективными направлениями по продвижению товаров и услуг на внешние рынки спикер назвала Арабские Эмираты, Катар, Вьетнам, Китай, Иран и упомянула о реализации программ по диверсификации торгово-экономических маршрутов с целью выхода на рынки Южной Азии, Ближнего Востока и порты Индийского океана.