Как будет развиваться платформенная занятость в стране, рассказали эксперты.
Больше 2 млн фактически самозанятых граждан страны оказались не вовлеченными в систему медицинского и социального обеспечения в РК. Однако, по словам налогового консультанта, члена совета по налоговой методологии НПП "Атамекен" Файзирахмана Миянова, законодательно с 2023 года определение "самозанятых" как "независимых работников", появилось только в Социальном кодексе РК (СК), но отсутствует в Налоговом и Предпринимательском кодексах (НК и ПК). Это стало одной из причин того, что пилотный проект по занятости для физических лиц без регистрации ИП с использованием онлайн-платформ и мобильного приложения e-Salyk Business, который стал работать в июле 2023 года, по-прежнему остается "сырым", считает спикер. Его участникам сейчас необходимо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в приложении, что пока сводит на нет идею по выводу из тени огромной армии людей, передает inbusiness.kz.
Какая ситуация сейчас?
"С 1 июля 2023 года к пилотному проекту с использованием e-Salyk Business добровольно подключился только оператор платформы "Яндекс". Фактически "пилот" сейчас действует для зарегистрированных на этом сервисе водителей такси по Астане и Алматы и с условием обязательной регистрации участника в качестве индивидуального предпринимателя в e-Salyk Business, – рассказывает Файзирахман Миянов. – Одна из причин кроется как раз в отсутствии определения самозанятых как независимых работников в НК и ПК. Мы предлагаем внести в кодексы этот термин по аналогии с Социальным кодексом".
К слову, в СК определение "платформенная занятость" как вид деятельности по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости появилось только в июле 2023 года, а в Налоговом кодексе – в 2024 году.
По информации Файзирахмана Миянова, за девять месяцев сущестования "пилота" с использованием мобильного приложения e-Salyk Business и "Яндекс" только 11 тыс. таксистов из 300 тыс. заявленных первоначально зарегистрированы в этой системе. Помимо "Яндекса", другие операторы платформ не спешат присоединиться к нему. По данным спикера, сейчас большинство исполнителей в пилотном проекте по платформенной занятости – это таксопарки. Идея же "пилота" по непосредственному взаимодействию оператора с исполнителем – водителем такси – не реализована, считает налоговый консультант.
"В рамках пилотного проекта по этому мобильному приложению таксопарки сами регистрируют водителей такси в качестве ИП, через них идет уплата налогов и сдача деклараций. В этом плане есть плюсы. Таксист не участвует в этих дальнейших волокитах по уплате налогов, по сдаче деклараций, это все происходит автоматически. Однако в других регионах этот "пилот" не работает, и возникает вопрос, почему его распространили только в Алматы и Астане и какие за эти несколько месяцев были результаты? Само мобильное приложение e-Salyk Business существует больше двух лет, но технически оно не доработано. К примеру, в феврале текущего года каждый ИП, кто там был зарегистрирован, не смог оплатить налоги за январь. Кроме того, в мобильном приложении нет службы техподдержки, возможности оплаты социальных платежей, пенсионных взносов за работодателя, корректировки платежей".
По словам Файзирахмана Миянова, в связи с этим пользователям приходилось делать все необходимые платежи через банковские системы. В то же время, добавил спикер, представители КГД сослались на то, что банки второго уровня не пошли на сотрудничество по "пилоту".
Убрать нельзя оставить
Сейчас минфин РК рассматривает вопросы, чтобы из цепочки платформенной занятости "таксист – таксопарк – платформа "Яндекс" убрать таксопарки как посредников.
"Получается, тогда каждый таксист сам станет регистрироваться, работать через это мобильное приложение e-Salyk Business, не будет платить таксопаркам, – продолжает спикер. – Но здесь и другая сторона медали: не каждый водитель такси хочет, чтобы убрали таксопарки, потому что многие берут у них в аренду автомобили, получают различную поддержку. Тогда возникает вопрос, почему людей лишают выбора? Эти нюансы мы будем дальше обсуждать на наших площадках, в рабочих группах".
Председатель Ассоциации таксомоторной и прокатной отрасли Казахстана (atpk.kz) Женис Мухиев также считает правильным оставить в цепочке таксопарки при доработке платформы "Яндекс": у них есть своя диспетчерская в этой системе, которая регистрирует всех водителей. Если человек решил поработать в такси, но у него нет учетной записи, то таксопарк сможет предоставить ему поддержку: помочь разобраться с работой в "Яндекс", пройти обучение. Помимо этого, говорит он, таксопарки проводят ежедневное медицинское освидетельствование водителей, что положительно влияет на безопасность движения, помогают в случае открытия таксистом ИП с консультациями по налогам, в ведении бухгалтерии, выбивают чеки за каждую поездку пассажира. Помимо этого, около 50 тыс. водителей такси не имеют своего автомобиля и арендуют его в таксопарках.
Женис Мухиев рассказал inbusiness.kz, что их ассоциация объединяет крупнейшие таксопарки страны, которые в том числе занимаются подключением водителей к сервисам такси.
"Сейчас главное препятствие в пилотном проекте по платформенной занятости – отсутствие для участников специального налогового режима. Да, на платформе "Яндекс" можно зарегистрироваться, работать и платить налоги, если у тебя есть ИП, минуя таксопарки. Но это не работающая схема, потому что не каждый таксист хочет заводить ИП, – считает Женис Мухиев. – Ему же еще надо встать на упрощенный режим по налогообложению в 3% с дохода. Сам процесс по сдаче отчетов сложный, с ним нужно разбираться. Плюс к этому их счета не должны быть заблокированы, а у 60% из них есть долги по кредитам, алиментам".
Хорошая идея, но сложное исполнение
Как отметил Файзирахиман Миянов, платформенная занятость охватывает не только таксистов, но также курьеров, участников платформ по доставке еды, поставщиков различных услуг. Многие из них, говорит он, не знают, как пользоваться e-Salyk Business, а их операторы, к примеру, в лице Glovo, Wolt и других платформ не предусматривают таких услуг по регистрации в мобильном приложении.
"Мастера маникюра, парикмахеры, которые хотят пользоваться e-Salyk Business, говорят, что мобильное приложение сложно в применении. В этом плане есть недоработки. Им приходится использовать мобильные банковские приложения, другие сервисы, – отмечает налоговый консультант. – С одной стороны, хорошо, что есть выбор и конкуренция, но возникает вопрос – если предоставили e-Salyk Business для граждан, почему за два года нельзя было сделать какой-то качественный продукт? Есть недопонимание между операторами платформ, уполномоченными госорганами, поскольку в платформенную занятость вовлечены не только минфин, но и минтруда, минздрав, минцифры, другие ведомства. Они в этом проекте совместно участвуют, но не могут согласовать порядок и правила. Все упирается в цифры, сколько должен человек платить налогов, социальных платежей через e-Salyk Business".
Саму идею о создании платформенной занятости Файзирахман Миянов считает хорошей, но, на его взгляд, необходимы анализ и исследования с привлечением научного сообщества, ассоциаций, чтобы сделать систему наиболее эффективной.
"После отмены единого совокупного платежа с 1 января 2024 года все те, кто в этом участвовал, сейчас либо регистрируются в качестве ИП, либо вообще ничего не платят. Налоговые органы утверждают, что у них после отмены ЕСП увеличилось количество ежемесячной регистрации ИП, но мы говорим, не факт, что эти люди вообще занимаются предпринимательской деятельностью. Может, они сдают налоговые отчеты "по нулям". Эти моменты никто не исследует и не анализирует".
Мимо бюджета
В связи с этим, рассказал Женис Мухиев, Ассоциация таксомоторной и прокатной отрасли Казахстана участвует в совместной работе с представителями различных партий, отраслевыми ведомствами над пилотным проектом по введению специального налогового режима для таких частично занятых людей, как таксисты, курьеры, домработницы, сантехники, мастера маникюра, которые работают время от времени. Для многих из них, говорит спикер, это в основном подработка, дополнительный доход.
"Мы хотим создать такую понятную для всех IT-платформу и считаем, что она должна быть не только для таксистов, но и в целом для рынка. Это должен быть специальный налоговый режим. Мы прорабатываем вопрос, чтобы они платили 1% от своего оборота. Сейчас это огромный объем денег, который проходит мимо бюджета, – рассказал Женис Мухиев. – Такой опыт есть в соседних странах. В России больше половины таксистов работают в "Яндексе" напрямую. Им не нужно подключаться к системе таксопарка. Они через систему "Яндекса" и налоговых служб подключаются к спецрежиму и платят 1% от своего оборота. И весь их оборот виден в системе. То же самое у нас – "Яндекс", сервисы по доставке еды смогут передавать в КГД информацию, каким был их доход. Все автоматически считается, участнику спецрежима не надо сдавать дополнительные отчеты, разбираться со всеми этими декларациями. Вот этим мы сейчас активно занимаемся".
По его данным, рассматривают несколько вариантов: либо объединить все имеющиеся платформы в этой сфере, создать одну, либо их будет несколько, но подключенных к одной системе, чтобы информация со всех платформ передавалась в КГД.
"Здесь настройка за бюджетные деньги нужна, но не в таком большом объеме. Не надо создавать новое, надо все объединить, – считает Женис Мухиев. – Если говорить о приложении e-Salyk Business и платформе "Яндекс", то нужно продумать правильную интеграцию между ними".
Ранее мы сообщали, что в Казахстане предложили найти баланс между доступностью и поддержанием "здоровой рыночной среды" на рынке такси.