"За ним стоит Кайрат Сатыбалды": депутаты против одной из организаций в Казахстане

«За ним стоит Кайрат Сатыбалды»: депутаты против одной из организаций в Казахстане

В парламенте продолжается спор между противоборствующими сторонами.

"За ним стоит Кайрат Сатыбалды": депутаты против одной из организаций в Казахстане

В сенат поступил основной законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности" и сопутствующий документ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях". Если сенаторы не пойдут на открытую конфронтацию и поддержат коллег-мажилисменов, то Центр учета ставок потеряет функцию посредника между игорным бизнесом и государством, передает корреспондент inbusiness.kz.

Меры в отношении неизвестной широкой общественности организации, деятельность которой была непрозрачной, в стране начали предпринимать только после кровавого января. С соответствующим предложением выступили депутаты мажилиса седьмого созыва.

В результате 11 ноября 2022 года заместитель премьер-министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев, курирующий в то время и вопросы налоговой политики, поручил министру культуры и спорта совместно с министерствами финансов, национальной экономики, юстиции исключить центр законодательно. Разработать соответствующий законопроект.

Следом, 16 ноября 2022 года, вице-премьер Серик Жумангарин возложил на ответственные ведомства аналогичную задачу: убрать посредников наподобие центра и ввести налоговое администрирование букмекерских контор и казино непосредственно через комитет государственных доходов.

Тогдашний парламент оперативно внес это предложение в законопроект по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности, находящийся на рассмотрении. Однако в 2023 году президент досрочно распустил парламент Казахстана.

Законопроект был принят мажилисом восьмого созыва во втором чтении только через полтора года, в июне 2024 года.

Как пояснил мажилисмен Бакытжан Базарбек, в новом депутатском корпусе есть сторонники возрождения Центра учета ставок. Лоббисты есть и в правительстве.

Среди предложений, направленных полтора года назад, для получения положительного заключения правительства по данному законопроекту было исключение Центра учета ставок из действующего Закона "Об игорном бизнесе".

Однако, по словам Базарбека, тогда правительство Смаилова неожиданно для всех отклонило это предложение.

"Свою позицию правительство аргументировало тем, что вопрос все еще требует доработки. Мягко говоря, позиция правительства неясна и наводит на мысли о том, что кто-то лоббировал чьи-то интересы. Потому что все знают, что центр – это своего рода "прокладка" между государством и организаторами игорного бизнеса. Они сидят и получают свою комиссию от азартных игр, от каждой ставки. А это десятки миллиардов тенге. Центр учета ставок – это как Оператор РОП. Не каждый знает, что за ним стоят чиновники из "старого Казахстана" во главе с Кайратом Сатыбалды", – сказал депутат Бакытжан Базарбек.

Он отметил, что в ходе рассмотрения этих законопроектов была группа депутатов, которая пыталась добиться передачи центру дополнительных полномочий, усилить организацию.

"В сравнительную таблицу кто-то внес другие поправки в отношении Центра учета ставок. Если бы эти предложения были приняты, центр бы из простой "прокладки" превратился в целый контролирующий орган, обладающий значительной компетенцией в сфере игорного бизнеса. Этим они стремились расширить полномочия этого центра. Такие лоббисты были. Удивительно, но в документах не прописаны имена авторов этих предложений", – сказал мажилисмен.

По словам члена комитета по социально-культурному развитию мажилиса Елнура Бейсенбаева, возглавлявшего рабочую группу по законопроекту, если бы были приняты эти поправки, Центр учета ставок стал бы монополистом выплат в сфере игорного бизнеса.

"Это во-первых. Во-вторых, сам центр уже стал превращаться в крупную организацию. Потому что у него была роль посредника между букмекерами. В-третьих, эта частная компания намерена достичь больших государственных полномочий. Взять на себя регулирование игровой деятельности. В-четвертых, это рождает большие коррупционные риски, поскольку к ним начинают поступать огромные средства. Если честно, это очень пугает", – сказал Бейсенбаев.

По неофициальным данным, оборот букмекерских контор составляет порядка 1 триллиона тенге.

"Эти средства проходят через организацию, о которой идет речь. Все ставки сначала поступают на его счет. В один прекрасный день кто-то может закрыть центр, снять все средства и уехать с огромными деньгами. Там, где большие деньги, везде коррупция. Эта организация также получает свой процент от каждого выигрыша. Мы не знаем, куда она тратит все эти деньги. Да, действительно, есть лоббистская группа, которая продолжает заниматься продвижением интересов центра", – сказал Елнур Бейсенбаев.

"За ним стоит Кайрат Сатыбалды": депутаты против одной из организаций в Казахстане

Агентство по финансовому мониторингу встало на сторону депутатов, которые противостоят Центру учета ставок.

"Сегодня Центр учета ставок утратил актуальность. Потому что осуществляется интеграция информационных систем налоговых и государственных органов с аппаратно-программными комплексами и букмекерскими конторами. Поэтому я считаю, что такой центр нам не понадобится", – сказал при обсуждении законопроекта на заседании мажилиса заместитель председателя агентства Кайрат Бижанов.

На вопрос депутатов, будет ли центр исключен из законодательства, отметил, что вопрос вне компетенции ведомства.

Между тем в статье 1 действующего Закона 2007 года "Об игорном бизнесе" четко узаконен Центр учета ставок (ЦУС). В новом законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности", поступившем на рассмотрение сената, нет ни слова о его исключении. А это значит, депутаты, которые боролись за его исключение, потерпели поражение.

Однако в правительстве собираются лишить центр полномочий. Новый законопроект дополняет статью 12-1 действующего закона новым пунктом 4.

"4.Организаторы игорного бизнеса, осуществляющие деятельность букмекерской конторы и (или) тотализатора, обязаны обеспечить интеграцию аппаратно-программных комплексов с информационными системами налогового органа в целях обеспечения автоматизированного взаимодействия по передаче данных", – говорится в новом законопроекте.

"В связи с этим предлагается внедрить альтернативный подход к действующему центру – получение данных, необходимых для налогового администрирования букмекерских контор и казино, напрямую из аппаратно-программных комплексов субъектов игорного бизнеса. Для этого их аппаратно-программные комплексы будут интегрированы с информационными системами министерства финансов. Аппаратно-программные комплексы букмекерских контор и тотализаторов содержат всю необходимую для налогообложения информацию, для этого больше не нужен посредник", – пояснили в мажилисе.

Однако депутаты, сказав "А", не сказали "Б". Например, в связи с отсутствием необходимости центра не утвердили норму об отмене. Соответственно, Центр учета ставок имеет возможность реорганизоваться и вполне успешно получать свою комиссию.

По словам депутата Едиля Жанбыршина, некоторые влиятельные группы хотят извлечь выгоду из финансовых потоков игорного бизнеса и легализовать его руками парламентариев.

"Проблема в предложении в отношении центра учета ставок. В Законе "Об игорном бизнесе" этот центр предусмотрен де-юре, но сегодня де-факто не работает. Некоторые представители правительства, профильного министерства, бизнесмены, заинтересованные в этом, лоббируют проведение норм по передаче новых функций этому центру. Какие это функции? Одна из основных функций ‒ присвоение центру статуса единой системы учета, которая будет контролировать все платежи в стране. Конкурс на ведение этой деятельности может выиграть государственная или частная компания. Проще говоря, этот центр – посредник между казино-букмекером и государством", – сказал он.

По задумке депутатов этот центр должен аккумулировать, хранить все данные о ставках, выигрышах и выплатах, вести единый список лиц, ограниченных в участии в азартных играх. То есть персональные данные граждан будут переданы в частные руки, непонятной компании.

"Самое главное, что новый центр будет получать комиссию при выплате букмекерами выигрышей игрокам. Размер комиссии предусмотрен до 3 процентов. Центр собирается получить некоторую прибыль от многомиллиардного финансового потока. Понятно и без посещения гадалок, что организация превратится в некий коррупционный центр. Рядом с разработчиками этой схемы Остап Бендер отдыхает", – встревожились мажилисмены.

Стоит отметить, что данное предложение не прошло на этом этапе. Но нет никаких гарантий, что лоббисты не будут настаивать на его прохождении через сенат.

Депутат Елнур Бейсенбаев, выступавший основным докладчиком по законопроекту, отметил, что спор вокруг документа продолжается.

"Против принятия законопроекта выступили мощные лоббистские группы, у которых есть деньги и административные ресурсы. Они даже использовали приемы 90-х: приглашали депутатов на закрытые совещания, если не получалось, совершались информационные атаки, их в плохом свете выставляли. Эти лоббисты вхожи в любые кабинеты. Приведу только два примера. Мы предложили запретить людям младше 25 лет играть в азартные игры. Также настаивали на введении возрастного ограничения на продажу традиционной лотереи лицам младше 21 года. В конце концов, правительство в своем заключении не поддержало обе эти нормы", – сказал Елнур Бейсенбаев.

Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными в закон РК по инициативе главы государства в 2022 году, мажилис теперь может подавляющим большинством голосов отменить любое решение как сената, так и правительства. Однако и в этот раз мажилис не воспользовался этой компетенцией.

Правительство мотивировало свое решение тем, что введение возрастных ограничений по азартным играм и лотереям будет "нарушением конституционных прав граждан". Депутаты считают, что мотив "смешон и нелеп", так как ограничение направлено на защиту жизни и здоровья подрастающего поколения.

"Правительство тем самым демонстрирует беспринципность и бессистемность. Правительство решило наполнить бюджет слезами народа. Могу точно сказать: лоббисты антинародных норм – за пределами Казахстана, пьют густой "Американо" в центре Европы, наблюдают за происходящим. Да, мы могли бы отменить большинством голосов решение правительства и принять норму по возрастным ограничениям, связанным с азартными играми. Но мы, депутаты, придерживаемся строгой дисциплины, соблюдаем регламент заседания. Как сказал президент, мы строим справедливый, добропорядочный Казахстан. Для этого мы должны соблюдать определенные правила игры между ветвями власти", – сказал от имени депутатов Елнур Бейсенбаев.